Яхты
По расположению и способу крепления киля яхты делятся на три группы: с одним килем, закрепленным в ДП; с двумя скуловыми килями; компромиссы, у которых нижняя часть киля подъемная.
Однокилевые яхты.
Эти яхты получили наибольшее распространение. К ним относятся все гоночные и крейсерско-гоночные суда.
Масса балластного киля однокилевой яхты составляет 25—45 % водоизмещения судна. При длинной килевой линии для обеспечения эффективного противодействия дрейфу площадь погруженной части ДП составляет 1/5 площади парусности, при плавниковом киле — 1/12.
«Револьвер» — яхта, спроектированная И. Сиденко в рамках требований минитонного класса (табл. 2.2). Помимо гоночного балла (5,03 м), этими требованиями оговариваются: максимальная ширина — 2,5 м, минимальная масса с оборудованием и парусами, но без подвесного мотора, запасов и снабжения — 800 кг; масса балластного киля — в пределах 30—40 % водоизмещения; поправка на остойчивость ССЕ = 0,98; минимум комфорта — две постоянные койки длиной 1/9 м и шириной 0,55 м в голове и 0,35 м в ногах, высота от пайолов до бимсов 1,25 м при длине прохода 1,2 м и ширине 0,35 м, высота над диванами 0,9 м при длине сиденья 1,2 м и ширине 0,4 м, наличие камбуза — газовой плиты на карданном подвесе.
Корпус яхты формуется в матрице, сначала один борт, потом другой. Соединение по ДП усилено приформовкой полос стеклоткани. Секции бррта и палубы и соответственно бимсы и шпангоуты соединены на винтах. Плавник прикреплен к днищу на шпильках. Чтобы выдержать массу корпуса в пределах 300—320 кг, толщина стеклопластиковой обшивки принята минимальной для судов таких размерений — 4 мм для бортов, днища и палубы и 3—3,5 мм для рубки.
Парусное вооружение сконструировано на базе гоночной яхты «Солинг». Для рангоута применен цельнотянутый алюминиевый профиль. Обводы яхты выбраны из расчета на участие в гонках прежде всего при слабом и умеренном ветрах. Лучшие ходовые качества она имеет при скорости ветра 7 м/с, однако и в более свежий (14 м/с) ветер яхта достаточно конкурентоспособна. Лавировочный угол около 70°.
На ночлег в рубке могут разместиться 3 чел. (третья койка образуется путем закладывания прохода между диванами).
Характеристика | «Револьвер» (Ленинградская верфь) | «Соната-7» (Англия) | «Боут» (Англия) |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 6,43 / 5,23 | 6,9 / 5,5 | 6,74 / 5,5 |
Ширина наибольшая, м | 2,74 | 2,5 | 2,78 |
Осадка, м | 1,43 | 1,4 | 1,38 |
Водоизмещение, т | 0,9 | 1,115 | 0,95 |
Масса балласта, т | 0,4 | 0,44 | 0,318 |
Площадь парусности, м2 | 25 | 24,1 | 20,5 |
«Конрад-24» («Дюфур-24») — яхты, строящиеся по лицензии французской фирмы «Дюфур» на верфи им. Конрада-Коженевского в ПНР. По размерениям яхта соответствует судам 1/4-тонного класса. Все в ее конструкции подчинено главной цели — успешному выступлению в морских гонках. Пластмассовый корпус предельно облегчен. Для обеспечения прочности и жесткости корпуса использованы детали внутреннего оборудования. — продольные стенки рундуков, выгородки шкафов и др. Общивка подкреплена стрингерами, отформованными из стеклопластика на пенопластовом заполнителе. Чугунный фалышкиль крепится к стальным флорам, заформованным в обшивку днища, Палуба выполнена трехслойной с заполнителем из гофрированного пластика.
Яхта не рассчитана на длительные крейсерские плавания, поэтому оборудования на ней немного. Рубка образована небольшой выпуклостью палубы, позволяющей получить предписываемую правилами высоту в каюте — 1,32 м. Вентиляционные устройства и иллюминаторы не предусмотрены. Имеются четыре койки и портативный камбуз. Достаточно большой объем имеет ахтерпик, в котором хранятся запасные паруса и шкиперское имущество.
Обводы корпуса с укороченным носовым свесом и сравнительно плоским в корме днищем обеспечивают яхте хорошие ходовые качества в широком диапазоне силы ветра, чему способствует и оснащение высокоэффективным набором передних парусов. Благодаря установке киля большого удлинения яхта идет чрезвычайно круто к ветру.
Рангоут изготовлен из алюминиевого профиля. Все фалы проведены внутри мачты. Стоячий такелаж выполнен из нержавеющей стали. Работу со шкотами облегчают двухскоростные лебедки. Предусмотрены также лебедки для фалов грота и стакселя, снастей бегучего такелажа спинакера.
В свежий ветер и на попутной волне яхта легко выходит на режим серфинга, развивая под спинакером скорость более 10 уз. Полную парусность яхта способна нести при ветре до 6 баллов.
Характеристика | «Конрад-24» (ПНР) | 1/4-тонник (Таллинская верфь) | «Фест» (Франция) |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 7,26 / 5,5 | 7,5 / 6 | 6,58 / 5,8 |
Ширина наибольшая, м | 2,64 | 2,5 | 2,5 |
Осадка, м | 1,5 | 1,2 | 1,14 |
Водоизмещение, т | 1,3 | 1,77 | 1,79 |
Масса балласта, т | 0,57 | 0,88 | 0,43 |
Площадь парусности, м2 | 25,3 | 27 | 26,05 |
«Фест-30» — яхта-полутонник постройки французской верфи «Бенето». По ходовым качествам одно. из лучших в мире судов этого класса. Для обводов корпуса характерны плоское днище в корме, позволяющее выходить на режим серфинга при попутных ветрах, большое заострение ватерлиний в носу и предельно большая для яхт подобных размерений ширина. Профилированный плавниковый киль и балансирный руль позволяют вести яхту очень круто к ветру (до 25°).
Мачта по бортам раскреплена всего одной парой вант, крепление которых сдвинуто к ДИ — вант-путенсы прикреплены к комингсу рубки и далее к поперечной переборке. С некоторым ущербом для надежности такая проводка позволяет с помощью устройства для натяжения ахтерштага в широких пределах регулировать профиль грота и центровку яхты, а также нести генуэзский стаксель на самых крутых курсах.
В планировке «Фест-30» отражены современные требования к комфортабельности. яхт, рассчитанных на длительные плавания. Это прежде всего нашло отражение в оборудовании двух изолированных кают — носовой и кормовой, в каждой из которых имеется
по двуспальной койке. Просторная кают-компания в средней части корпуса используется в качестве обеденного салона и места кратковременного отдыха; при необходимости на ее диванах могут быть устроены еще два спальных места. В. пространстве между кают-компанией и носовой каютой размещен туалет с умывальником. В кормовой каюте по правому борту оборудован камбуз.
Корпус яхты отформован из стеклопластика, как и отдельные блоки его насыщения. Применение предварительно изготовленных деталей оборудования является шагом вперед в организации серийно-поточной постройки яхт.
Характеристика | «Фест-30» (Франция) | «Картер-30» (ПНР) | СТ-31 (Франция) |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 9,26 / 7,62 | 9,07 / — | 8,88 / — |
Ширина наибольшая, м | 3,23 / 2,58 | 3,08 / — | 3,1 / — |
Осадка, м | 1,79 | 1,52 | 1,7 |
Водоизмещение, т | 3,86 | 3,32 | 2,55 |
Масса балласта, т | 1,237 | — | — |
Площадь парусности, м2 | 37,52 | 34 | 51 |
«Балтик-37» — яхта-однотонник постройки финляндской верфи «Балтик Етс». По ходовым качествам,мореходности и оборудованию пригодна как для гонок, так и для крейсерских походов с неограниченным районом плавания. Для обводов корпуса характерны глубокоопущенный острый форштевень, достаточно полные кормовые образования. Это обеспечивает судну хорошую устойчивость на курсе, мягкий без ударов ход на волне. Высокие с развалом борта позволяют держать палубу сухой при предельно допустимых углах крена. Увеличивающаяся при этом остойчивость формы в сочетании с большой массой балластного фальшкиля (45 % водоизмещения) дают возможность нести полную парусность в свежий ветер. При попутном ветре силой 5 баллов и более яхта выходит на режим серфинга, развивая скорость до 16 уэ. Наиболее высокие ходовые качества яхта проявляет, однако, в слабый ветер, когда волна плавно без эавихрений обтекает корпуса. Киль-плавник большого удлинения и высокоэффективное парусное вооружение с системой регулировки профиля грота и положения центрального паруса позволяют устойчиво держать курс под углом 25—30° к ветру.
Рангоут выполнен из легкого сплава. Для основных вант использованы цельнотянутые струны из нержавеющей стали. Все фалы проведены внутри мачты. Основная часть бегучего такелажа выведена через блоки в кокпит, перед которым на крыше рубки установлена система стопоров. Низкая, незначительно выступающая над палубой рубка не создает помех в работе с парусами. Благодаря большой высоте бортов высота каюты позволяет стоять во весь рост.
В корме оборудована комфортабельная изолированная каюта с двуспальной койкой, креслом и шкафом. В центральной каюте размещены стол и четыре спальных места — два на диванах и два подвесных. Еще два спальных места предусмотрены в форпиковой каюте. В районе миделя по правому борту оборудовано место штурмана, куда выведены показания всех приборов (лага, эхолота, указателей курса, силы и направления ветра и др.). По левому борту напротив штурманского стола раэмещен камбуз. В пространстве между центральной и носовой каютами по правому борту выгорожен туалет с умывальником и душем, в ДП над двигателем — место для штормовой одежды, по левому борту — шкаф для одежды и продуктовая кладовая.
Корпус яхты имеет сандвичевую конструкцию из стеклопластиковых оболочек с заполнителем из поперечных срезов бальсового дерева.
Характеристика | «Балтик-37» (Финляндия) | Однотонник (Таллинская верфь) | «Форвард» (Ленинградская верфь) | «Жуэ» (Франция) |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 9,26 / 7,62 | 9,07 / — | 8,88 / — | 10,96 / 9,15 |
Ширина наибольшая, м | 3,66 / 3,12 | 3 / 2,6 | 3,68 / 2,8 | 3,85 / 3,06 |
Осадка, м | 2,06 | 1,8 | 1,96 | 1,97 |
Водоизмещение, т | 6,155 | 6,25 | 5,9 | 7,02 |
Масса балласта, т | 2,775 | 2,8 | 1,7 | 3 |
Площадь парусности, м2 | 59,2 | 41,9 | 64,22 | 60,82 |
Яхты -компромиссы и яхты со скуловыми килями
Компромиссы, а также яхты со скуловыми килями представляют промежуточную группу между однокилевыми яхтами и швертботами и культивируются преимущественно в странах, расположенных у открытых морей и океанов. Переменные глубины в районах с приливно-отливными течениями, высокая бальность ветра
и волнения предопределяют необходимость иметь здесь суда с ограниченной осадкой и достаточно высокими мореходными качествами. Кроме того, двухскуловые яхты
можно поставить на грунт при отливах для проведения мелкого ремонта, очистки корпуса и т. п. Суда названных типов находят также применение в мелководных районах, когда требуется обеспечить более высокую, чем у швертботов, остойчивость.
«Ассоль» — яхта-компромисс, предназначенная для туристических плаваний и прогулок. Серийно строится по проекту ЦКБ «Нептун». Судно имеет круглоскулые обводы, удлиненную надстройку — бак, самоотливной кокпит. Яхту собирают из отдельно сформованных секций корпуса (толщина — обшивки 4,5 мм) и палубы с рубкой (толщина обшивки 3,2 мм).
На бортах для повышения жесткости обшивки сделаны зиги. Сквозь стальной фальшкиль массой 150 кг проходит сектор металлического шверта. Руль с подъемным пером подвешен на транце. Для установки подвесного мотора на транце предусмотрен кронштейн, позволяющий поднимать мотор над водой при ходе под парусами. — Водонепроницаемыми переборками выделены ахтерпик и форпик, используемые первый для хранения подвесного мотора, второй — имущества. Каюта отделена от кокпита переборкой. Поверх флоров укладывают щиты с матами, служащие спальными местами для 2 чел. Пиллерс, поддерживающии крышу рубки в месте установки мачты, служит одновременно опорой для откидного стола. Под сиденьями в кокпите устроены рундуки.
Яхта вооружена бермудским шлюпом с небольшим стакселем и гротом, оборудованным патент-рифом. Мачта из легкого сплава установлена шарнирно в степсе на крыше рубки.
Непотопляемость яхты кроме двух герметичных отсеков обеспечивается за счет пенопласта, который заполняет носовую часть корпуса ниже ватерлинии, а также применен в качестве заполнителя элементов набора и палубы. Яхта остаётся на плаву и на ровном киле, сохраняя остойчивость, при полном затоплении каюты. Допускается плавание при ветре до 4—5 баллов. Скорость с 12-сильным подвесным мотором 12 км/ч.
Более высокие ходовые качества и остойчивость имеет килевой вариант «Ассоли«.
«Этап-23» — яхта бельгийской постройки. Имеет стеклопластиковый корпус, обводы, рассчитанные на достижение режима серфинга при попутных ветрах, — широкую плоскую корму и транец, опущенный ниже ватерлинии. В то же время благодаря значительной ширине и применению балластного подъемного бульбкиля, масса которого составляет около 25 % водоизмещения, ее остойчивость позволяет с основными парусами в галфвинд выдерживать ветер до 6 баллов.
Яхта предназначена для не слишком продолжительных плаваний в прибрежных районах морей. Планировка — типичная для судов подобных размерений: спальные места — два в носовой каюте и два в кают-компании — имеют нормальную длину за счет частичного использования пространства под банками кокпита. Предусмотрены просторный камбуз, отделенный от основного помещения стенкой колодца выдвижного киля, прокачной гальюн. Вместе с тем яхта не располагает достаточными объемами для хранения запасов ‘воды и продуктов для многодневного плавания. Значительные пространства в носу и в корме заполнены пенопластом, обеспечивающим судну непотопляемость.
«Идиллия-83» — двухкилевая яхта, построенная на французской верфи «Бенето», представляет собой типичное судно для отдыха, не слишком быстроходное, но надежное и комфортабельное. Обводы корпуса умерённой ширины с вертикальными бортами близки к классическим. Лучшие ходовые качества яхта имеет при ходе с креном, когда один из скуловых килей принимает положение, близкое к вертикальному. При посадке на ровный киль в слабый ветер из-за увеличенной смоченной поверхности «Идиллия-83» заметно уступает в скорости сопоставимым килевым яхтами швертботам.
Большой протяженности и выботы рубка предоставляет хорошие возможности для удобной планировки. Спальные места в форпике, каюте и „гробу” рассчитаны на 5 чел. Просторная каюта с камбузом по правому борту оборудована газовой плитой, мойкой, холодильным шкафом и столиком с диваном — по левому. Кормовая часть рубки по правому борту занята туалетом с умывальником и платяным шкафом. 25-сильный дизель компенсирует слабый ход яхты в штилевую погоду и дает основание отнести ее к парусно-моторным судам.
Характеристика | «Ассоль» (компромисс) | «Ассоль» (с бульбокилем) | «Этап-23» (Бельгия) | «Идилия-83» (Франция) |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 5,53 / 4,49 | 5,53 / 4,9 | 6,85 / 6,22 | 8,42 / 7,1 |
Ширина наибольшая, м | 1,96 / 1,64 | 1,96 / 1,64 | 2,45 / 2,15 | 3 / 2,68 |
Осадка корпусом / швертом, м | 06 / 1,2 | 0,85 | 0,8 / 1,55 | 1,12 |
Водоизмещение, т | 0,63 | 0,63 | 1,925 | 2,935 |
Масса балласта, т | 0,15 | 0,16 | 0,47 | 1,16 |
Площадь парусности, м2 | 13,66 | 13,66 | 22,2 | 32 |
Источник: Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.