Парусные суда
По назначению парусные суда для туризма и спорта делятся на гоночные, крейсерско-гоночные, крейсерские (туристские) и прогулочные.
По способу противодействия крену и дрейфу при ходе под парусами различают три основных типа судов: килевые яхты (далее — яхты)‚ у которых восстанавливающий момент создает главным образом балласт, а противодействие дрейфу — развитый киль-плавник; швертботы, у которых противодействие крену обеспечивается за счет остойчивости формы и перемещения на наветренный борт зкипажа, а поперечная сила — подъемным швертом; многокорпусные суда, обладающие высокой начальной остойчивостью за счет разнесенных по ширине корпусов; поперечная сила создается у них либо самими корпусами, либо швертами или шверцами.
По оснастке в зависимости от числа мачт и парусов различают: кэт — одномачтовое судно с одним парусом — гротом; шлюп — одномачтовое судно с двумя парусами — тротом и стакселем; тендер — одномачтовое судно с тремя парусами — гротом, стакселем и кливером; иол — двухмачтовое судно с задней мачтой бизанью, устанавливаемой в корму от головки баллера руля и несущей парус площадью 10—12 % общей парусности; кеч — двухмачтовое судно с бизанью площадью 20—25 % общей парусности, устанавливаемой в нос от баллера руля; шхуна — двух-и более мачтовое судно с косым вооружением, у двухмачтовой шхуны парус на передней мачте — фок — по площади больше заднего — грота.
Паруса по форме и способу их постановки делятся на прямые и косые. Первые в настоящее время находят применение как вспомогательные, вторые используются в качестве основных практически на всех парусных судах, предназначенных для спорта и туризма. Косые паруса подразделяются на следующие основные типы: бермудские — паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится к мачте или штагу, а нижняя — к гику или остается свободной; гафельные — паруса в форме трапеции, верхняя шкаторина которых крепится к гафелю, а передняя и нижняя, как у бермудских; рейковые паруса, у которых верхняя шкаторина крепится к наклонному рейку, поднимаемому на мачту, а остальные свободные; шпринтовые — по форме близкие к прямоугольнику, растягиваемые за верхний задний угол с помощью шпринтова — рейка. Наиболее эффективны из парусов названных типов бермудские.
Суда, предназначенные только для гонок, делятся на классы, согласно правилам спортивной классификации, которой они объединяются в группы судов, близких или сопоставимых по своим ходовым качествам.
Большинство современных гоночных яхт и швертботов относятся к классу судов-монотипов. Они строятся по одинаковым чертежам при строгом соблюдении правил постройки и обмера, обеспечивающих идентичность формы корпуса, размеров парусов и весовых характеристик для каждого класса. С расширением применения стеклопластика принцип монотипизации получил дальнейшее развитие в виде так называемых «продукционных классов», идентичность характеристик которых обеспечивается применением зталонной оснастки для формования корпуса, поставляемой головным предприятием, строго одинакового материала для корпуса и дельных вещей, раскроя парусов по стандартным шаблонам и т.п.
Менее строгие ограничения имеют суда свободных классов. Обычно для них лимитируются главные размерения, площадь парусности, иногда некоторые элементы планировки корпуса и кают, раэмеры основных деталей набора. В то же время конструктору предоставляется свобода в выборе обводов и некоторых других важных для ходкости элементов.