Чайный клипер «Мария Николаевна»

Братья Роберт и Вильям Стиил были знаменитыми проектировщиками и судостроителями Англии. Славу им принесли знаменитые чайные клиперы, ставившие рекорды скорости, побеждавшие в гонках, первыми доставлявшие из Китая чай нового урожая в Англию. Их имена: «Тайпинг», «Серика», «Ариэль», «Сэр Ланцелот», «Титания», «Лавпу»…

Клипер «Хасперус» тоже был творением Роберта Стиила. Спущенный на воду в Сандерленде в 1873 г., клипер имел фрегатское парусное вооружение и «стииловский» корпус. Это было удачное и удачливое судно, которое эксплуатировалось на австралийской «шерстяной» линии. Не устанавливая рекордных скоростей, на переходе Плимут — Сидней (расстояние 14100 миль) клипер планомерно показывал хорошие скоростные результаты (110—116 суток на переход), в то время как другие клиперы преодолевали это расстояние в среднем за 127 суток. Это ставило «Хасперусь в выгодное положение при получении фрахта. Судно хорошо знали фрахтователи и грузополучатели: три бронзовых шара под бушпритом — отличительный знак «Хасперуса» — был известен каждому моряку.

Шли годы… «Хасперус» старел, уступая океанские пути судам с механическими двигателями. В конце концов клипер был переведён в разряд учебных судов.

Славная история одного из последних клиперов парусной эпохи продолжилась в России.

Развитие капиталистических отношений в России, рост торгового флота страны тробовали все большего количества хорошо подготовленных командных кадров. Попытки наладить общую систему подготовки кадров для торгового флота не увенчались успехом. Только в 1867 г. был опубликован закон об учреждении мореходных классов взамен существовавших ранее закрытых морских учебных заведений.

Мореходные классы были доступны всем сословиям и предназначались для людей, связанных с работой на море: рыбаков, матросов, недипломированных судоводителей малых парусных судов.

Обучение в мореходных классах и их комплектация имели ряд недостатков: бессистемное преподавание, отсутствие единых программ, малоквалифицированные преподаватели. Лишь в начале ХХ века было утверждено Положение о мореходных училищах, в соответствии с которым училища дальнего плавания открылись в Петербурге, Владивостоке, Одессе, Ростове-на-Дону и Баку. Однако и после этого особых сдвигов в подготовке морских командных кадров ие произошло. Морское образование требовало коренных реформ, которые так и не состоялись из-за начавшейся мировой войны. В каких бы учебных заведениях ни обучались будущие командиры торгового флота, практическое обучеиие по закреплению полученных знаний они получали на учебных парусных судах. Эта часть морского образования и воспитания никогда не вызывала сомнений или нареканий. Первое в России специальное учебное судно для торговых моряков — бриг «Граф Конкрин» — было построено в России в 1833 г. для Петербургского училища торгового мореплавания. Поэже, в 1846 г. для Архантельских шкиперских курсов была приобретена учебная шхуна «Ломоносов». Айнажская морская школа использовала для практики учеников парусник «Катарина».

Настоятельная необходимость дать выпускникам практические навыки и знания заставила морское министерство России приобрести в Англии в 1899 г. клипер «Хасперус», передав его для эксплуатации Одесским мореходным классам.

«Хасперус» получил новое название «Великая княгиня Мария Николвевна». Однако моряки предреволюционных лет никогда не называли этот парусник полным названием.

«Мария Николаевна» — гладкопалубное судно с удлиненным ютом, простирающимся от среза кормы на значительное расстояние впереди бизань-мачты, имело также удлиненный полубак, доходивший почти до фок-мачты. За бизань-мачтой находилась штурманская рубка, над которой ходил гик бизани. Традиционный, вытянутый вперед княвдигед с подбушпритной фигурой и бушприт из одного цельного дерева. Раскраска на старый манер, с нарисованными по белой полосе, тянувшейся по всему борту, черными квадратами ложных портов.

Первым капитаном «Марии Николаевны» был капитан второго ранга П.3. Балк. Он завел на борту учебного судиа почти военные порядки, подобрал отличных боцманов Зигмундв и Костюка, ревниво следивших за судном, рангоутом и парусным вооружением. Ношение форм. одежды на борту «Марии Николаевны» было обязательным не только для командного состава, но и для практикантов. Плавание учебного судна проходило на Черном и Средиземном морях.

В 1908 г. «Марию Николаевну» принял капитан Д. А. Лухманов. В своих воспоминаниях он оставил подробное описание состояния судна, увлеченно рассказал о том, что делалось для его сохранности.

Поскольку «Мария Николаевна» была судном не первой молодости, после тщательной проверки состояния рангоута и парусного вооружения было решено упростить его.

Реи на бизань-мачте сняли и перевооружили бизань косыми парусами. Были произведены и некоторые другие. В результате «Мария Николаевна» превратилась в трех-мачтовый барк, потеряв при этом около трети площади парусности. Однако она отлично управлялась и показывала при попутных ветрах скорость 12—18 узлов.

Помощниками Лухманова на борту «Марии Николаевны» были известные впоследствии моряки и воспитатели моряков: М.В. Васильев, К.В. Будников, П. Г. Ставинский. Старшее поколение советских капитанов всегда с благодарностью вспоминало этих людей.

В период первой мировой войны судно оказалось в бассейне Средиземного моря. Оно не вернулось в порт приписки и навсегда было потеряно для нашего торгового флота.

Похожие записи