Многокорпусные суда

Три типа парусников, объединенных в эту группу, различаются количеством корпусов, соотношением размерений и вытекающими из зтих особенностей способами эксплуатации. Наибольшее распространение получили катамараны — суда с двумя соединенными поперечными связями, идентичными по размерениям и обводам корпусами, и тримараны, состоящие из главного корпуса и двух боковых поплавков — аутригеров. Менее известны проа — суда с аутригером, который постоянно располагается либо с наветренной стороны главного корпуса, либо с подветренной.

Проа с наветренным поплавком называются тихоокеанскими или летучими проа. Аутригер у них играет роль противовеса, обеспечивающего откренивание судна в свежий ветер. При установке аутригера с подветренной стороны главного корпуса восстанавливающий момент создается за счет сил поддержания, возникающих при погружении поплавка в воду. Проа этого типа получили название атлантических.

Многокорпусные парусники всех трех типов находят применение как в качестве спортивных судов, так и для прогулок и дальних плаваний, хотя для каждого из них имеются предпочтительные области использования.

Многокорпусные парусные суда малых и средних размеров нередко делают разборными, что облегчает их транспортировку. Любителями разработаны конструкции катамаранов и тримаранов на базе байдарок и с надувными корпусами.

Характеристика«Хэвкет» (Дания)«Гауя»«Лебедь»«Капитан Виллис»
Длина наибольшая / по КВЛ, м5,4 / 58,5 / —15,2 / 12,511 / 9,05
Ширина общая, м3,45,66,04,3
Ширина корпуса по КВЛ, м0,580,70,780,56
Осадка корпусом / швертом, м0,25 / 12,55,72,2
Водоизмещение, т0,82,55,72,2
Площадь парусности, м3223610654,5
Основные характеристики катамаранов

Катамараны

Меньшая, чем у тримаранов масса, и лучшая по сравнению с проа маневренность обеспечили катамаранам неоспоримое преимущество на олимпийской гоночной дистанции. Как крейсерские суда они уступают тримаранам по уровню обитаемости.

«Хевкэт-18» — это судно в ряду однотипных катамаранов, спроектированных датчанином Л. Аудропом. Имеет наименьшие размерения, однако при длине корпусов 5,4 м на нем предусмотрено оборудование, необходимое для достаточно продолжительных плаваний экипажу из 2-3 чел. (в семейном варианте — двое взрослых и двое детей). Мореходные качества позволяют эксплуатировать катамаран на внутренних акваториях. На среднем мостике оборудованы спальное место шириной 1,62 и высотой 0,8 м, камбуз с газовой плиткой и мойкой, доступ к которым открыт из правого корпуса. В правом корпусе расположен обеденный уголок с откидным столиком и тремя сиденьями, однако ограниченные размеры помещения шириной всего 0,75 м дают основание считать, что используется оно только в ненастную погоду. В кормовой части левого корпуса находится полноразмерное спальное место. В нос от него размещен туалет с умывальником, а в форпике еще одно спальное место, пригодное по размерам для детей.

Обтекаемой формы надстройка не создает значительного аэродинамического сопротивления, однако малый вертикальный клиренс — просвет между днищем мостика и поверхностью воды — не уберегает от замывания и ударов волн в обшивку. Корпуса отформованы из стеклопластика. Носовой балкой служит трубчатый обтекаемого сечения профиль, остальные поперечные связи изготовлены из фанеры и оклеены стеклопластиком.

На катамаране установлено эффективное парусное вооружение, аналогичное применяемому на катамаране олимпийского класса «Торнадо». Сила бокового сопротивления создается швертами, установленными в колодцах у наружных бортов обоих корпусов. При ветре 5 баллов и неслишком сильном волнении «Хевкэт-18» способен развивать скорость до 10 узлов.

Катамараны "Хевкэт-18" и "Гуая"
Катамараны «Хевкэт-18» и «Гуая»

«Гауя» — катамаран, строящийся небольшой серией на верфи рыболовецкого колхоза «Царникава» по проекту А. Эглайса. Впервые на судах подобного типа на нем для обеспечения поперечной связи корпусов использована расчалка из четырех штагов и вант. Впоследствии аналогичная конструкция была применена на катамаранах более крупных размерений — «Вента» и «Центаурус», построенных на тойже верфи. Такое решение позволило разгрузить поперечный мост, оставив только две легкие балки в оконечностях и под мачтовую балку, выполненную в виде пространственной фермы из деревянного бруса и стальных прутков. Палуба моста полностью открыта, в ее кормовую часть выведены ходовые концы снастей и рулевое управление. Поперечная балка для крепления стаксель-шкотов и лебедки делит мостик на два кокпита. За пределами мостика натянута капроновая сетка.

Для жилых помещений использованы корпуса, в которых оборудованы четыре двухместные каюты (на модернизированной «Гауе-2» носовые каюты одноместные). Предусмотрены штурманское оборудование, необходимое для дальних морских плаваний, камбуз, туалет.

Для упрощения конструкции судна и уменьшения его массы не предусмотрена установка швертов. Поперечная сила создается погруженной частью корпусов и рулями большого удлинения. Клиновидным корпусам с зтой целью придана асимметричная в плане форма.

«Лебедь» — катамаран, проект которого разработан В. И. Лапиным. Реализован в уменьшенном варианте под названием «Капитан Виллис» с заменой конструкций из легких сплавов фанерно-деревянными. Судно имеет неограниченный район плавания при зкипаже 6 чел. Конструкция выполнена по классической для судов этого типа схеме. Корпуса большого удлинения соединены силовыми поперечными связями, состоящими из коробчатых балок и переборок моста и балки обтекаемого профиля в носу. Основные помещения расположены в рубке на мосту. В носовой части оборудованы две двухместные каюты, в средней — салон с диванами, столом и двумя односпальными койками по бортам, в корме — по левому борту расположен штурманский стол, по правому — камбуз с доступом из правого корпуса. По одной одноместной каюте предусмотрено в средней части правого и левого корпусов; остальное пространство в них использовано для размещения парусов, снаряжения, припасов. Узкие, крыловидные в плане корпуса с плоским внешним и выпуклым внутренним бортами создают поперечную. силу, обеспечивающую без применения швертов лавировку под углом до 35” к ветру. Эффективное парусное вооружение типа бермудский шлюп дает возможность катамарану в свежий ветер достигать расчетной скорости 20 узлов (на «Капитане Виллисе» была зарегистрирована скорость 17 узлов).

Катамаран "Лебедь"
Катамаран «Лебедь»

Тримараны и проа

Большой объем среднего корпуса тримарана дает возможность оборудовать здесь комфортабельные жилые помещения. Благодаря этому наибольшее распространение получили крейсерские и крейсерско-гоночные суда этого типа.

Проа строятся в основном для достижения рекордных скоростей на специальных дистанциях. Известны единичные конструкции проа, на которых совершались дальние плавания, в том числе и трансокеанские.

Характеристика«Супернави»«Тритон»«Байда»Проа «Мечта»
Длина наибольшая / по КВЛ, м4,55 / 4,157,15 / 6,512 / 1111 / 10,2
Ширина общая, м3,255,5810,411
Ширина корпуса по КВЛ, м3,24,27,55,7
Осадка корпусом / швертом, м0,12 / —0,5 / —0,9 / 1,60,65
Водоизмещение, т0,140,9853,2
Площадь парусности, м37 — 12248440
Основные характеристики тримаранов и проа

«Супернови» — тримаран, спроектированный датским конструктором П. Нильсеном. Предназначен для прогулок на внутренних водоемах, обладает хорошими спортивными качествами и может использоваться для тренировок и обучения парусному спорту детей. Конструкция судна предельно упрощена. Швертовое устройство не предусмотрено. Пластмассовые корпус и поплавки соединены двумя трубчатыми балками на быстроразъемных креплениях. В разобранном виде тримаран может перевозиться на крышевом багажнике автомобиля.

Парусное вооружение с гротом большого удлинения, имеющим свободную нижнюю шкаторину и сквозные латы, позволяет ходить круто к ветру и развивать высокую скорость. При размещении экипажа на наветренном поплавке тримаран откренивается даже в свежий ветер.

Тримараны "Супернови" и "Тритон"
Тримараны «Супернови» и «Тритон»

«Тритон” — судно построено по проекту В. И. Лапина рядом любителей, которые применяли различные виды парусного вооружения, включая чисто стаксельное.. Тримаран предназначен для прогулок и туристических плаваний на внутренних акваториях и в прибрежных районах морей. Поперечная сила сопротивления дрейфуобеспечивается поплавками, несимметричными в плане профиля. Поплавки, установлены наклонно относительно среднего корпуса с таким расчетом, чтобы при крене 15° они принимали вертикальное положение. Для постройки применяют фанеру и сосновые бруски. Основными поперечными связями корпуса и поплавков служат балки-переборки, установленные на 3-м и 5-м шп.

На тримаране можно разместить все необходимое для экипажа из 3 — 4 чел. Спальные места оборудованы на крыльях мостика, в форпике и в каюте. По левому борту каюты размещены камбуз и обеденный стол, шкафы для продуктов и посуды. Для хранения снаряжения используются ахтерпик, пространство под кокпитом, а также отсеки в крыльях мостика и поплавки.

«Байда» — тримаран, спроектированный и построенный группой киевских яхтсменов. По мореходным качествам и оборудованию он относится к судам, предназначенным для дальних спортивных плаваний, Для уменьшения смоченной поверхности среднего корпуса его поперечным сечениям приданы радиальные обводы, образованные плоскими поясьями, установленными между килем и тремя скулами с каждого борта. Такие обводы позволили применить для обшивки листы легкого сплава АМг. Остроскулые поплавки большого объема обеспечивают эффективное откренивание судна — при полном погружении их объем составляет более 80 % полного водоизмещения тримарана. Поплавки установлены с наклоном к среднему корпусу с таким расчетом, чтобы при кренах эффективно использовать площадь их бокового сопротивления и подъемную силу.

Для понижения центра парусности и возможности в широких пределах варьировать площадь парусов на тримаране установлено двухмачтовое вооружение типа бермудский кеч. Для гика-шкотов грота и бизани предусмотрены радиальные погоны.

На тримаране оборудованы одноместная носовая каюта, салон с четырьмя спальными местами и каюта капитана в ахтерпике. В кормовой части рубки размещеныпо левому борту камбуз, по правому штурманский стол. В нос от салона расположены платяные шкафы и туалет.

Все корпусные конструкции и рангоут изготовлены из листов сплава АМг-58. Толщина обшивки двух главных поперечных балок коробчатого профиля 5 мм, корпуса и поплавков 3 мм, палубы рубки и крыльев — 2 мм.

Тримаран "Байда"
Тримаран «Байда»

«Мечта» — проа атлантического типа. Судно по обводам и конструкции имеет много общего с тримараном. Объем поплавка, необходимый для обеспечения остойчивости при ходовом крене в пределах 15-17°, получен за счет большого удлинения (Г/В = 20), что положительно сказывается на уменьшении волновой составляющей сопротивления. Симметричные относительно миделя обводы корпуса и поплавка благодаря подъему в оконечностях уменьшают заливание при встрече с волной.

Проа рассчитано на долговременное плавание в открытом море с экипажем 2—3 человека при минимальном уровне комфорта. Спальные места (две койки) размещены на крыле мостика. В средней части корпуса имеются два одноместных кокпита, из которых осуществляется управление судном и парусами. Поворотная мачта и дугообразный погон гика-шкота позволяют быстро переносить гик с одной оконечности на другую, когда при смене галса проа разворачивается на 180°. Кроме грота предусмотрены стаксель и кливер, поднимаемые на штагах.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + девять =