Многокорпусные суда
Три типа парусников, объединенных в эту группу, различаются количеством корпусов, соотношением размерений и вытекающими из зтих особенностей способами эксплуатации. Наибольшее распространение получили катамараны — суда с двумя соединенными поперечными связями, идентичными по размерениям и обводам корпусами, и тримараны, состоящие из главного корпуса и двух боковых поплавков — аутригеров. Менее известны проа — суда с аутригером, который постоянно располагается либо с наветренной стороны главного корпуса, либо с подветренной.
Проа с наветренным поплавком называются тихоокеанскими или летучими проа. Аутригер у них играет роль противовеса, обеспечивающего откренивание судна в свежий ветер. При установке аутригера с подветренной стороны главного корпуса восстанавливающий момент создается за счет сил поддержания, возникающих при погружении поплавка в воду. Проа этого типа получили название атлантических.
Многокорпусные парусники всех трех типов находят применение как в качестве спортивных судов, так и для прогулок и дальних плаваний, хотя для каждого из них имеются предпочтительные области использования.
Многокорпусные парусные суда малых и средних размеров нередко делают разборными, что облегчает их транспортировку. Любителями разработаны конструкции катамаранов и тримаранов на базе байдарок и с надувными корпусами.
Характеристика | «Хэвкет» (Дания) | «Гауя» | «Лебедь» | «Капитан Виллис» |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 5,4 / 5 | 8,5 / — | 15,2 / 12,5 | 11 / 9,05 |
Ширина общая, м | 3,4 | 5,6 | 6,0 | 4,3 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 0,58 | 0,7 | 0,78 | 0,56 |
Осадка корпусом / швертом, м | 0,25 / 1 | 2,5 | 5,7 | 2,2 |
Водоизмещение, т | 0,8 | 2,5 | 5,7 | 2,2 |
Площадь парусности, м3 | 22 | 36 | 106 | 54,5 |
Катамараны
Меньшая, чем у тримаранов масса, и лучшая по сравнению с проа маневренность обеспечили катамаранам неоспоримое преимущество на олимпийской гоночной дистанции. Как крейсерские суда они уступают тримаранам по уровню обитаемости.
«Хевкэт-18» — это судно в ряду однотипных катамаранов, спроектированных датчанином Л. Аудропом. Имеет наименьшие размерения, однако при длине корпусов 5,4 м на нем предусмотрено оборудование, необходимое для достаточно продолжительных плаваний экипажу из 2-3 чел. (в семейном варианте — двое взрослых и двое детей). Мореходные качества позволяют эксплуатировать катамаран на внутренних акваториях. На среднем мостике оборудованы спальное место шириной 1,62 и высотой 0,8 м, камбуз с газовой плиткой и мойкой, доступ к которым открыт из правого корпуса. В правом корпусе расположен обеденный уголок с откидным столиком и тремя сиденьями, однако ограниченные размеры помещения шириной всего 0,75 м дают основание считать, что используется оно только в ненастную погоду. В кормовой части левого корпуса находится полноразмерное спальное место. В нос от него размещен туалет с умывальником, а в форпике еще одно спальное место, пригодное по размерам для детей.
Обтекаемой формы надстройка не создает значительного аэродинамического сопротивления, однако малый вертикальный клиренс — просвет между днищем мостика и поверхностью воды — не уберегает от замывания и ударов волн в обшивку. Корпуса отформованы из стеклопластика. Носовой балкой служит трубчатый обтекаемого сечения профиль, остальные поперечные связи изготовлены из фанеры и оклеены стеклопластиком.
На катамаране установлено эффективное парусное вооружение, аналогичное применяемому на катамаране олимпийского класса «Торнадо». Сила бокового сопротивления создается швертами, установленными в колодцах у наружных бортов обоих корпусов. При ветре 5 баллов и неслишком сильном волнении «Хевкэт-18» способен развивать скорость до 10 узлов.
«Гауя» — катамаран, строящийся небольшой серией на верфи рыболовецкого колхоза «Царникава» по проекту А. Эглайса. Впервые на судах подобного типа на нем для обеспечения поперечной связи корпусов использована расчалка из четырех штагов и вант. Впоследствии аналогичная конструкция была применена на катамаранах более крупных размерений — «Вента» и «Центаурус», построенных на тойже верфи. Такое решение позволило разгрузить поперечный мост, оставив только две легкие балки в оконечностях и под мачтовую балку, выполненную в виде пространственной фермы из деревянного бруса и стальных прутков. Палуба моста полностью открыта, в ее кормовую часть выведены ходовые концы снастей и рулевое управление. Поперечная балка для крепления стаксель-шкотов и лебедки делит мостик на два кокпита. За пределами мостика натянута капроновая сетка.
Для жилых помещений использованы корпуса, в которых оборудованы четыре двухместные каюты (на модернизированной «Гауе-2» носовые каюты одноместные). Предусмотрены штурманское оборудование, необходимое для дальних морских плаваний, камбуз, туалет.
Для упрощения конструкции судна и уменьшения его массы не предусмотрена установка швертов. Поперечная сила создается погруженной частью корпусов и рулями большого удлинения. Клиновидным корпусам с зтой целью придана асимметричная в плане форма.
«Лебедь» — катамаран, проект которого разработан В. И. Лапиным. Реализован в уменьшенном варианте под названием «Капитан Виллис» с заменой конструкций из легких сплавов фанерно-деревянными. Судно имеет неограниченный район плавания при зкипаже 6 чел. Конструкция выполнена по классической для судов этого типа схеме. Корпуса большого удлинения соединены силовыми поперечными связями, состоящими из коробчатых балок и переборок моста и балки обтекаемого профиля в носу. Основные помещения расположены в рубке на мосту. В носовой части оборудованы две двухместные каюты, в средней — салон с диванами, столом и двумя односпальными койками по бортам, в корме — по левому борту расположен штурманский стол, по правому — камбуз с доступом из правого корпуса. По одной одноместной каюте предусмотрено в средней части правого и левого корпусов; остальное пространство в них использовано для размещения парусов, снаряжения, припасов. Узкие, крыловидные в плане корпуса с плоским внешним и выпуклым внутренним бортами создают поперечную. силу, обеспечивающую без применения швертов лавировку под углом до 35” к ветру. Эффективное парусное вооружение типа бермудский шлюп дает возможность катамарану в свежий ветер достигать расчетной скорости 20 узлов (на «Капитане Виллисе» была зарегистрирована скорость 17 узлов).
Тримараны и проа
Большой объем среднего корпуса тримарана дает возможность оборудовать здесь комфортабельные жилые помещения. Благодаря этому наибольшее распространение получили крейсерские и крейсерско-гоночные суда этого типа.
Проа строятся в основном для достижения рекордных скоростей на специальных дистанциях. Известны единичные конструкции проа, на которых совершались дальние плавания, в том числе и трансокеанские.
Характеристика | «Супернова» | «Тритон» | «Байда» | Проа «Мечта» |
Длина наибольшая / по КВЛ, м | 4,55 / 4,15 | 7,15 / 6,5 | 12 / 11 | 11 / 10,2 |
Ширина общая, м | 3,25 | 5,58 | 10,4 | 11 |
Ширина корпуса по КВЛ, м | 3,2 | 4,2 | 7,5 | 5,7 |
Осадка корпусом / швертом, м | 0,12 / — | 0,5 / — | 0,9 / 1,6 | 0,65 |
Водоизмещение, т | 0,14 | 0,98 | 5 | 3,2 |
Площадь парусности, м3 | 7 — 12 | 24 | 84 | 40 |
«Супернова» — тримаран, спроектированный датским конструктором П. Нильсеном. Предназначен для прогулок на внутренних водоемах, обладает хорошими спортивными качествами и может использоваться для тренировок и обучения парусному спорту детей. Конструкция судна предельно упрощена. Швертовое устройство не предусмотрено. Пластмассовые корпус и поплавки соединены двумя трубчатыми балками на быстроразъемных креплениях. В разобранном виде тримаран может перевозиться на крышевом багажнике автомобиля.
Парусное вооружение с гротом большого удлинения, имеющим свободную нижнюю шкаторину и сквозные латы, позволяет ходить круто к ветру и развивать высокую скорость. При размещении экипажа на наветренном поплавке тримаран откренивается даже в свежий ветер.
«Тритон” — судно построено по проекту В. И. Лапина рядом любителей, которые применяли различные виды парусного вооружения, включая чисто стаксельное.. Тримаран предназначен для прогулок и туристических плаваний на внутренних акваториях и в прибрежных районах морей. Поперечная сила сопротивления дрейфуобеспечивается поплавками, несимметричными в плане профиля. Поплавки, установлены наклонно относительно среднего корпуса с таким расчетом, чтобы при крене 15° они принимали вертикальное положение. Для постройки применяют фанеру и сосновые бруски. Основными поперечными связями корпуса и поплавков служат балки-переборки, установленные на 3-м и 5-м шп.
На тримаране можно разместить все необходимое для экипажа из 3 — 4 чел. Спальные места оборудованы на крыльях мостика, в форпике и в каюте. По левому борту каюты размещены камбуз и обеденный стол, шкафы для продуктов и посуды. Для хранения снаряжения используются ахтерпик, пространство под кокпитом, а также отсеки в крыльях мостика и поплавки.
«Байда» — тримаран, спроектированный и построенный группой киевских яхтсменов. По мореходным качествам и оборудованию он относится к судам, предназначенным для дальних спортивных плаваний, Для уменьшения смоченной поверхности среднего корпуса его поперечным сечениям приданы радиальные обводы, образованные плоскими поясьями, установленными между килем и тремя скулами с каждого борта. Такие обводы позволили применить для обшивки листы легкого сплава АМг. Остроскулые поплавки большого объема обеспечивают эффективное откренивание судна — при полном погружении их объем составляет более 80 % полного водоизмещения тримарана. Поплавки установлены с наклоном к среднему корпусу с таким расчетом, чтобы при кренах эффективно использовать площадь их бокового сопротивления и подъемную силу.
Для понижения центра парусности и возможности в широких пределах варьировать площадь парусов на тримаране установлено двухмачтовое вооружение типа бермудский кеч. Для гика-шкотов грота и бизани предусмотрены радиальные погоны.
На тримаране оборудованы одноместная носовая каюта, салон с четырьмя спальными местами и каюта капитана в ахтерпике. В кормовой части рубки размещен по левому борту камбуз, по правому штурманский стол. В нос от салона расположены платяные шкафы и туалет.
Все корпусные конструкции и рангоут изготовлены из листов сплава АМг-58. Толщина обшивки двух главных поперечных балок коробчатого профиля 5 мм, корпуса и поплавков 3 мм, палубы рубки и крыльев — 2 мм.
«Мечта» — проа атлантического типа. Судно по обводам и конструкции имеет много общего с тримараном. Объем поплавка, необходимый для обеспечения остойчивости при ходовом крене в пределах 15-17°, получен за счет большого удлинения (Г/В = 20), что положительно сказывается на уменьшении волновой составляющей сопротивления. Симметричные относительно миделя обводы корпуса и поплавка благодаря подъему в оконечностях уменьшают заливание при встрече с волной.
Проа рассчитано на долговременное плавание в открытом море с экипажем 2—3 человека при минимальном уровне комфорта. Спальные места (две койки) размещены на крыле мостика. В средней части корпуса имеются два одноместных кокпита, из которых осуществляется управление судном и парусами. Поворотная мачта и дугообразный погон гика-шкота позволяют быстро переносить гик с одной оконечности на другую, когда при смене галса проа разворачивается на 180°. Кроме грота предусмотрены стаксель и кливер, поднимаемые на штагах.