Суда этого типа рассчитаны на плавание продолжительностью не более 2—3 дн. Однако в целях расширения области их применения во многих проектах допущены отклонения от характеристик, регламентированных «Типажом”. Путем запалубливания корпуса в носу и корме образованы объемы для хранения минимально необходимого багажа и одновременно уменьшена заливаемость кокпита. Обводы с высоким гидродинамическим качеством дают возможность эксплуатировать лодки на волне до 0,5 м с моторами мощностью 18,4 кВт B5 л. с.) и более.

При этом они имеют небольшую массу. Лодки данной группы кроме основного назначения применяют в дальних скоростных спортивных плаваниях, гонках, для буксировок воднолыжников. Основным материалом при серийном производстве их корпусов служат листы легкого сплава. Корпуса сложной формы с двойной погибью выклеиваются из стеклопластика.

ХарактеристикиДжонботМини-БастерНеман-2АфалинаРадуга-39КСкатКСП-1Морской дротик
Длина наибольшая, м3,83,63,83,743,93,644
Ширина наибольшая, м1,321,51,41,371,651,451,52,2
Высота борта, м0,380,50,750,70,580,590,590,61
Масса, т0,550,10,130,130,0850,1050,120,113
Пассажировместимость, чел.34433443
Допустимая мощность мотора, кВт (л.с.)5,9 (8)11 (15)18,4 (25)18,4 (25)22 (30)18,4 (25)18,4 (25)29,4 (40)

«Джонбот» — лодка, получившая большое распространение за рубежом в качестве рыболовной. Прямоугольный в плане корпус обладает остойчивостью, достаточной при забрасывании удочки или спиннинга человеком, стоящим в лодке в полный рост. Скорость лодки с 8-сильным подвесным мотором при одном водителе составляет 35 км/ч, с 2 чел. — 25 км/ч. «Джонбот» пригоден для эксплуатации на волне высотой до 0,3 м. Плоское с продольными рейками днище позволяет подходить к отмелому берегу. В отличие от остроносой лодки «Джонбот», коснувшись грунта, не валится на борт, высадка людей через носовую оконечность не представляет обычных в таких случаях затруднений.

Джонбот
Джонбот

«Мини-Бастер» — серийно выпускаемая финляндской фирмой «Фискарс» мотолодка. Корпус изготовлен из 2-миллиметрового листа легкого сплава, устойчивого против коррозии в морской воде. Конструкция исключительно проста и технологична. Шпангоутов нет. Их роль выполняют три банки и планшири-накладки по верхним кромкам носового и кормового транцев. Продольный набор заменяют гофры на днище и слом по бортам. Применены 2-скуловые «граненые» обводы. «Мини-Бастер» рассчитан на установку подвесного мотора мощностью от 3,7 до 11 кВт (от 5 до 15 л. с). При собственной массе 100 кг лодка имеет грузоподъемность более 300 кг.

Фирма выпускает также однотипную с «Мини-Бастер» 5-местную лодку «Бастер»массой 145 кг с мотором мощностью 11—14,7 кВт A5-20 л. с.) в вариантах прогулочно-рыболовном, патрульном и рабочей шлюпки. 5 — 6 -местный «Ворк-Бастер» имеет усиленный корпус (масса 200 кг) и релинг по периметру палубы. На него устанавливается подвесной мотор мощностью 11—26 кВт A5—35 л. с.) Лодки типа «Бастер» эксплуатируются и с водометными движителями, удобнымидля плавания на мелководных водоемах.

Мини-Бастер
Мини-Бастер

«Неман-2» — серийная мотолодка, по вместительности, оборудованиюи мореходности приближающаяся к уровню судов для дальнего туризма. Применениевысоких бортовых комингсов позволило не только увеличить высоту борта с 530 до 750 мм, но и за счет отказа от бортовых потопчин сделать более просторным кокпит, его площадь (1,8 х 1,25) лишь немного меньше, чем на «Крыме», «Ладоге» и других лодках третьей группы.

Для размещения багажа можно использовать рундук под кормовой банкой, пространства под носовой палубой и носовой банкой. Штампованные жесткие банки-сиденья свидетельствуют о том, что конструкторам пришлось жертвовать комфортом для уменьшения массы. Корпус мотолодки имеет плоскокилеватые обводы с килеватостью на миделе 16, на транце 8°. Продольных реданов нет. Для предотвращения поперечного растеканияпотока за днище выпущена нижняя часть стрингера, на котором выполнен стык секций.Корпус штампованно-сварной конструкции выполнен из сплава АМг5; толщина об-обшивки днища 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище подкреплено продольнымистрингерами, опирающимися на навесные флоры. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой и в корме в районе подмоторной ниши.

Значительная килеватость днища позволяет преодолевать волну до 0,5 м без существенного снижения скорости при умеренных ударных перегрузках. С 14-сильнымподвесным мотором «Нептун-23» при полной нагрузке лодка развивает скорость до 40 км/ч. С неполной нагрузкой (2 чел.) ее можно эксплуатировать и с 12-сильныммотором, при этом достигается скорость 20 — 25 км/ч.

Мотолодка «Неман — 2»

«Афалина» — мотолодка повышенной мореходности, пригодная длядальних скоростных спортивных плаваний. Выпущена небольшой серией. Корпус имеет постоянный от миделя до транца угол килеватости 17°) и продольные реданы. Носовая палуба, продолженная бортовыми комингсами до кормы, уменьшает заливанне и забрызгивание кокпита при ходе на волне. Предусмотрен тент.

Пластмассовый корпус состоит из двух секций, которые соединены по линии привального бруса болтами через отверстия во фланце. Снаружи соединение закрыто полиэтиленовым П-образным профилем. Жесткость безнаборного корпуса обеспечивается формой обводов, наличием палубыи вклеенного на уровне второго редана фанерного пайола. Секция корпуса выклеена из пяти слоев стеклоткани и слоя стеклосетки; толщина обшивки 3,5 мм. Палуба выполнена из трех слоев ткании слоя сетки; ее толщина 2,5 мм. В кокпите размерами 1,76 х 1,2 мустановлены три жестких кресла из стеклопластика, однако оптимальный состав экипажа — 2 чел.

Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, закрепленными в юсу под ;палубой, в районе подмоторнои ниши и в комингсах кокпита. При высоте волны 0,5 м, ‘до которой разрешена эксплуатация мотолодки, кокпит остается сухим, однако наполной скорости корпус испытывает значительные динамические нагрузки.

Максимальная скорость, которую „Афалина» развивает с мотором „Нептун», имея на борту 3 чел., составляет около 50 км/ч, и при уменьшенном до 280 мм шаге ГВ — 42 км/ч.

Недостаток „Афалины», как и всех лодок с повышенной килеватостью днища, — «валкость на стоянке. На ходу лодка достаточно остойчива. Даже при резкой перекладкеруля она входит в поворот с незначительным внутренним креном.

Радуга-39К — быстроходный 4-местный катамаран, спроектирован-спроектированный Ю. А. Зиминым. В конструкции отражены идеи, сформировавшиеся при проектировании и постройке гоночных судов этого типа. За рубежом гоночные катамараны, получили признание в классах судов, у которых обводы не лимитируются, а мощность применяемых двигателей позволяет развивать скорость до 150 км/ч. Катамаран имеет высокую поперечную остойчивость, в то же время его корпус по сравнению даже с мотолодкой с V образными обводами создает гораздо меньшие перегрузки при ходе на волне.

На гоночных катамаранах культивируемого в нашей стране класса С с рабочим объемом двигателя до 500 см3 преимущества 2-корпусной схемы проявляются в меньшей мере, однако достигнутые на них результаты в соревнованиях позволяют сделать вывод, что суда этого типа и при ограниченной мощности можно использовать не только в качестве гоночных, но и для дальних спортивных плаваний.

Мотолодка строится в единичных экземплярах. Детали набора изготовляются из сосновых реек, обшивка из фанеры толщиной 4-6 мм. Прочность и жесткость корпуса обеспечиваются транцем и шестью шпангоутами, из которых первый и последний зашиты 2-миллиметровой фанерой и образуют глухие переборки. Настил палубы подкреп-подкреплен продольными ребрами. Днище корпусов оклеивается до верхнего продольногоредана стеклотканью.

Катамаран с подвесным мотором мощностью 22 кВт C0 л. с.) и стандартным’3-лопастным винтом с шагом 300 мм и полной нагрузкой может развивать скорость40—50 км/ч. Дли достижения более высоких скоростей при уменьшенной нагрузкетребуется винт большего шага (300—380 мм).

Спроектированный как скоростное судно катамаран можно использовать и для выездов на рыбную ловлю (отсутствие валкости делает его вполне пригодным дляэтой цели) в тех случаях, когда эа короткое время (выходные дни) необходимо пройтизначительное расстояние.

Катамаран «Радуга 39К»

«Скат» — тримаран, способный преодолевать значительное волнение (до 0,7 м) и обладающий достаточной статической остойчивостью. Проект, разработан-разработанный Д. А. Курбатовым, отвечает требованиям к лодкам для прогулок и рыбной ловли. Обводы днища выполнены по аналогии с получившими широкую известность судами типа «Бостонский китобой». На стоянке в лодку можно входить через борт, не опасаясь опрокинуть ее или залить водой. Тримаран обладает хорошей приемистостью и способен сохранять ходовые качества при увеличении нагрузки.

При серийной постройке лодка собирается из двух секций — корпуса и палубы, отформованных из стеклопластика. При индивидуальной постройке криволинейные поверхности задаются уложенными между шпангоутами блоками пенопласта. Пенопластовые блоки (при серийной постройке они также укладываются по днищу, в корме и в носу) обеспечивают тримарану непотопляемость — в аварийном состоянии он будет поддерживать на плаву всех четырех пассажиров. Для защиты от заливания на большой волне, особенно на тихом ходу, когда лодка не имеет обычного Дифферента на корму, кокпит прикрыт волнорезом из оргстекла, окантованного трубчатым релингом. В корме корпус имеет самоотливную подмоторную нишу и закрыт палубой. Для оптимальной центровки при неполной нагрузке (1-2 чел.) сиденье рулевого смещено к миделю.

Тримаран «Скат»

Спасательная лодка КСП-1 — предназначена в основном для проведенияспасательных операций и патрулирования. При относительно небольших размерениях имассе она обладает мореходными качествами и грузоподъемностью на уровне более крупных судов. Тримаранные обводы позволили получить начальную остойчивость, достаточную для подъема спасаемых людей через борт, и просторный кокпит, необходимый для оказания им первой помощи. Корпус изготовлен из стеклопластика. Вдоль бортов с внутренней стороны приформованы листы пенопласта, благодаря чему залитая водой лодка может поддерживать на плаву весь экипаж и сохранять положение на ровный киль. Максимальная ско-скорость с 25-сильным мотором и специально подобранным отполированным гребным винтом составляет: с одним водителем 52 км/ч, с 2 чел. — 48 км/ч, при полной нагрузке 44 км/ч.

Спасательная лодка КСП-1

«Морской дротик» — мотолодка, выпускаемая английской фирмой «Нува». Основное назначение — прогулки, рыбная ловля, буксировка воднолыжникови обеспечение работы аквалангистов. Имеет высокие ходовые качества и остойчивость, некомфортабельна. Кокпит заменен сплошной палубой, огражденной комингсом, увеличивающим высоту борта до 0,9 м на миделе. Все оборудование, включая бензобак, размещено под палубой, где установлены также емкости плавучести, заполненные пенополиуретаном. На палубе предусмотрено только штатное место для водителя, пассажиры размещаются прямо на ее настиле. Корпус отформован из стеклопластика, палуба — фанерная. Днище имеет сложную конфигурацию. По килевой линии проходит полого поднимающаяся к носу лыжа. По бортам от нее находятся реданы, два из которых идут до транца, а два других обрываются у миделя. На расстоянии 0,4 длины корпуса от носа начинаются продолженные до транца спонсоны. Своды туннелей за короткими реданами образуют у транца отгиб днища вниз. Такие обводы предотвращают стартовый дифферент на корму, благодаря чему обеспечивается быстрый выход на глиссирование. С увеличением скорости лодка идет на центральной гидролыже, что позволяет значительно снизить сопротивление воды. С 15-сильным мотором лодка буксирует воднолыжника со скоростью 45 км/ч.

Мотолодка «Морской дротик»

Источник: Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 6 =