Разборные лодки
По конструкции разборные лодки можно разделить на секционные, складные и каркасные. Секционные суда, изготовленные из фанеры, легких сплавов или стеклопластика, обладают качествами неразборных судов аналогичных размерений. Их масса и габариты, однако, существенно превышают эти характеристики у двух других типов разборных судов. На большинстве секционных судов предусматривается установка подвесного мотора, на веслах они идут тяжело.
Характеристика | «Малютка» | «Романтика» | Байдарка «Таймень» | ЛР-01 | Каноэ | Лодка для охотников | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 1-местн. | 2-местн. | 3-местн. | ||||
Длина наибольшая, м | 1,97 | 2,41 | 2 | 2,63 | 3,5 | 4,05 | 5 | 5,7 | 3,6 | 5,15 | 2,2 |
Ширина наибольшая, м | 0,8 | 1,11 | 0,84 | 1,1 | 1,1 | 0,75 | 0,85 | 0,88 | 1,27 | 1 | 0,9 |
Высота борта на миделе, м | 0,3 | 0,4 | 0,38 | 0,45 | 0,45 | 0,25 | 0,27 | 0,27 | 0,45 | 0,385 | 0,35 |
Масса, кг | 20 | 36 | 23 | 45 | 61 | 19 | 24 | 29 | 35 | 50 | 22 |
Грузоподъемность, кг | 100 | 180 | 100 | 200 | 300 | 150 | 250 | 375 | 250 | 410 | 100 |
Пассажировмес- тимость, чел. |
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2-3 | 3-4 | 2 | 4 | 1 |
У складных лодок жесткие элементы корпуса соединяются эластичными прокладками из прорезиненной ткани. В разобранном виде они укладываются в плоский пакет, пригодный для перевозки любым транспортом. Эластичные соединения, однако, не обеспечивают конструкции достаточной жесткости, подвержены истиранию и быстрому старению.
Лодки каркасной конструкции являются наиболее традиционными и апробированными на практике разборными судами. Особой популярностью у туристов пользуются каркасные байдарки с мягкой обшивкой. Небольшая масса и компактная упаковка делают их пригодными для переноски силами экипажа, не говоря уже о возможности перевозки любым видом транспорта. Легкий ажурный каркас и, особенно, тонкая прорезиненная оболочка, однако, легко могут быть повреждены при ударе о подводное препятствие, поэтому при эксплуатации байдарок требуется повышенная осторожность.
«Малютка» — разборная секционная лодка, первый вариант которой по своим характеристикам полностью удовлетворяет требованиям транспортабельности. Она предназначена в основном для любительской рыбной ловли на озерах и реках, куда может быть доставлена в автобусе, электричке и т. п. Лодка собирается из трех секций длиной по 0,65 м. При упаковке носовая секция вкладывается в кормовую и вместе с ней — в среднюю. Обшивка из легкого сплава АМг5 толщиной 1,5 мм подкреплена гофрами полукруглого сечения, выштампованными на днище и бортах. Поперечным набором служат фланцы из толстой полосы сплава АМг, приваренные к торцам каждой секции. При сборке фланцы соединяются болтами с уплотнениями из резиновых полос, укладываемых по периметру.
Лодка легко идет на веслах. Две пары уключин позволяют человеку грести, сидя по ходу лодки лицом или спиной. Пристегнутый ремнем к днищу пенопластовый блок служит сиденьем и одновременно обеспечивает непотопляемость залитой водой и перевернутой вверх дном лодки. Для стабилизации движения лодки средняя секция снабжена двумя скуловыми килями.
По результатам многолетней эксплуатации «Малютки-1» были разработаны две ее модернизации. «Малютка-2» по размерениям заметно превосходит прототип; у нее увеличена грузоподъемность (новая лодка по паспортным данным двухместная), что дает возможность эксплуатировать ее с подвесным мотором мощностью 1 кВт (2 л. с.). Конструкция не претерпела заметных изменений, если не считать увеличенной до 2 мм толщины транца и установки второго пластмассового блока для гребца. Конструкторами-любителями разработано несколько удачных вариантов парусного вооружения для «Малютки-2». По транспортабельности второй вариант лодки уступает первому — её перевозят на крышевом багажнике автомобиля.
При разработке третьего варианта «Малютки» конструкторы вернулись к размерениям первого, что лишний раз свидетельствует о значении транспортабельности для лодок этого типа. Основное внимание было уделено отработке обводов. Приполненная с подъемом скулы носовая оконечность улучшила всхожесть лодки на волну. Благодаря подъему днища в корме она не «тянет» за собой воду, заметно прибавила ходу на веслах. Увеличение коэффициента полноты ватерлинии повысило остойчивость. Конструкторы отказались от установки скуловых килей, затрудняющих плавание на мелководье и в акваториях, заросших водорослями.
«Романтика» — секционная моторно-весельная лодка (подробнее о данной лодке см. здесь). Такому назначению соответствуют как принятые обводы корпуса, так и запалубленные участки в носу и по бортам, уменьшающие забрызгиваемость кокпита на быстром ходу.
Обшивка лодки изготовлена из листов легкого сплава АМг6Б толщиной 1,2 мм. Корпус по длине состоит из трех штампованных секций, которые, в свою очередь, могут быть разобраны: носовая — на две, средняя и кормовая — на три части. Секции стыкуются на болтах. На горизонтальный фланец ставятся носовая палуба и верхние части корпуса, крепятся подмоторная доска, сиденья. При разборке части корпуса вкладываются одна в другую и упаковываются в чехол. В неразобранном виде лодку можно перевозить на крышевом багажнике машины.
В кокпите предусмотрены переносное сиденье для водителя — в корме — и передвижная продольная банка для пассажира — в носу. В носовом отсеке оборудован небольшой багажник.
Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции. С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя, ее без труда можно спускать на воду и поднимать на берег. Максимальная скорость с 5-сильным подвесным мотором — до 20 км/ч.
С учетом преимущественной эксплуатации под мотором была разработана модификация лодки — «Романтика-2» — с увеличенной за счет введения четвертой секции длиной. На этой лодке с 8-сильным подвесным мотором достигнута скорость 32 км/ч. Транспортировку «Романтики-2» осуществляют автомобилем при размещении одного пакета на крыше, а второго — в багажнике.
Складная охотничья лодка — одна из самых простых по конструкции разборных лодок. Рассчитана на рыболова-одиночку. С нее можно стоя забрасывать спиннинг. Корпус этой складной лодки изготовлен из листов дюралюминия толщиной 1,5 мм, соединенных между собой с помощью прорезиненного ремня толщиной 2-4 мм на заклепках. В готовом для эксплуатации виде корма лодки удерживается двумя распорками из дюралевых труб.
«Таймень» — серийно выпускаемая байдарка. Одно-, двух- и трехместные «Таймени» предназначены для туристских плаваний по маршрутам высокой сложности. Обводы с плавно подрезанными штевнями, большим развалом шпангоутов обеспечивают, необходимые для этого качества. Все элементы разборного каркаса выполнены из дюралюминия.
Непотопляемость обеспечивается шестью термоупаковками — по одной в носу и в корме и четыре по бортам суммарным объемом 130-140 л, что достаточно для поддержания на плаву полностью затопленной байдарки с одним гребцом. Места гребцов на двух- и трехместных байдарках удалены от миделя, что значительно повышает маневренные возможности лодки. В середине корпуса выделен специальный грузовой отсек, в который на кратковременные выходы можно посадить еще одного человека.
ЛР-01 — моторно-весельная лодка, имеющая, как и разборные байдарки, разборный каркас и мягкую прорезиненную оболочку. Транец из дюралюминиевого листа с фанерной накладкой рассчитан на установку подвесного мотора мощностью 1 кВт (2 л. с.). Поперечные банки из фанеры и пенопласта увеличивают жесткость корпуса, а вместе с термоупаковками, размещенными в носу и по бортам, обеспечивают аварийную плавучесть.
Лодка по мореходности не уступает неразборным судам тех же размерений, имеет хороший ход на веслах и с мотором.
Секционное каноэ можно использовать для дальних туристических плаваний и прогулок в вариантах с веслами, подвесным мотором или парусом. Проект лодки удостоен 1-й премии на конкурсе НТО им. акад. А. Н. Крылова. Габариты и масса лодки допускают ее перевозку на верхнем багажнике любого автомобиля.