Разборные лодки

Разборные лодки

По конструкции разборные лодки можно разделить на секционные, складные и каркасные. Секционные суда, изготовленные из фанеры, легких сплавов или стеклопластика, обладают качествами неразборных судов аналогичных размерений. Их масса и габариты, однако, существенно превышают эти характеристики у двух других типов разборных судов. На большинстве секционных судов предусматривается установка подвесного мотора, на веслах они идут тяжело.
Характеристика «Малютка» «Романтика» Байдарка «Таймень» ЛР-01 Каноэ Лодка для охотников
1-й 2-й 3-й 1-й 2-й 1-местн. 2-местн. 3-местн.
Длина наибольшая, м 1,97 2,41 2 2,63 3,5 4,05 5 5,7 3,6 5,15 2,2
Ширина наибольшая, м 0,8 1,11 0,84 1,1 1,1 0,75 0,85 0,88 1,27 1 0,9
Высота борта на миделе, м 0,3 0,4 0,38 0,45 0,45 0,25 0,27 0,27 0,45 0,385 0,35
Масса, кг 20 36 23 45 61 19 24 29 35 50 22
Грузоподъемность, кг 100 180 100 200 300 150 250 375 250 410 100
Пассажировмес-
тимость, чел.
1 2 1 2 3 1 2-3 3-4 2 4 1
Характеристики разборных лодок

У складных лодок жесткие элементы корпуса соединяются эластичными прокладками из прорезиненной ткани. В разобранном виде они укладываются в плоский пакет, пригодный для перевозки любым транспортом. Эластичные соединения, однако, не обеспечивают конструкции достаточной жесткости, подвержены истиранию и быстрому старению.

Лодки каркасной конструкции являются наиболее традиционными и апробированными на практике разборными судами. Особой популярностью у туристов пользуются каркасные байдарки с мягкой обшивкой. Небольшая масса и компактная упаковка делают их пригодными для переноски силами экипажа, не говоря уже о возможности перевозки любым видом транспорта. Легкий ажурный каркас и, особенно, тонкая прорезиненная оболочка, однако, легко могут быть повреждены при ударе о подводное препятствие, поэтому при эксплуатации байдарок требуется повышенная осторожность.

«Малютка» — разборная секционная лодка, первый вариант которой по своим характеристикам полностью удовлетворяет требованиям транспортабельности. Она предназначена в основном для любительской рыбной ловли на озерах и реках, куда может быть доставлена в автобусе, электричке и т. п. Лодка собирается из трех секций длиной по 0,65 м. При упаковке носовая секция вкладывается в кормовую и вместе с ней — в среднюю. Обшивка из легкого сплава АМг5 толщиной 1,5 мм подкреплена гофрами полукруглого сечения, выштампованными на днище и бортах. Поперечным набором служат фланцы из толстой полосы сплава АМг, приваренные к торцам каждой секции. При сборке фланцы соединяются болтами с уплотнениями из резиновых полос, укладываемых по периметру.

разборная лодка "Малютка"
Секционная лодка «Малютка»

Лодка легко идет на веслах. Две пары уключин позволяют человеку грести, сидя по ходу лодки лицом или спиной. Пристегнутый ремнем к днищу пенопластовый блок служит сиденьем и одновременно обеспечивает непотопляемость залитой водой и перевернутой вверх дном лодки. Для стабилизации движения лодки средняя секция снабжена двумя скуловыми килями.

По результатам многолетней эксплуатации «Малютки-1» были разработаны две ее модернизации. «Малютка-2» по размерениям заметно превосходит прототип; у нее увеличена грузоподъемность (новая лодка по паспортным данным двухместная), что дает возможность эксплуатировать ее с подвесным мотором мощностью 1 кВт (2 л. с.). Конструкция не претерпела заметных изменений, если не считать увеличенной до 2 мм толщины транца и установки второго пластмассового блока для гребца. Конструкторами-любителями разработано несколько удачных вариантов парусного вооружения для «Малютки-2». По транспортабельности второй вариант лодки уступает первому — её перевозят на крышевом багажнике автомобиля.

При разработке третьего варианта «Малютки» конструкторы вернулись к размерениям первого, что лишний раз свидетельствует о значении транспортабельности для лодок этого типа. Основное внимание было уделено отработке обводов. Приполненная с подъемом скулы носовая оконечность улучшила всхожесть лодки на волну. Благодаря подъему днища в корме она не «тянет» за собой воду, заметно прибавила ходу на веслах. Увеличение коэффициента полноты ватерлинии повысило остойчивость. Конструкторы отказались от установки скуловых килей, затрудняющих плавание на мелководье и в акваториях, заросших водорослями.

«Романтика» — секционная моторно-весельная лодка (подробнее о данной лодке см. здесь). Такому назначению соответствуют как принятые обводы корпуса, так и запалубленные участки в носу и по бортам, уменьшающие забрызгиваемость кокпита на быстром ходу.

Разборная Секционная лодка "Романтика"
Секционная лодка «Романтика»

Обшивка лодки изготовлена из листов легкого сплава АМг6Б толщиной 1,2 мм. Корпус по длине состоит из трех штампованных секций, которые, в свою очередь, могут быть разобраны: носовая — на две, средняя и кормовая — на три части. Секции стыкуются на болтах. На горизонтальный фланец ставятся носовая палуба и верхние части корпуса, крепятся подмоторная доска, сиденья. При разборке части корпуса вкладываются одна в другую и упаковываются в чехол. В неразобранном виде лодку можно перевозить на крышевом багажнике машины.

В кокпите предусмотрены переносное сиденье для водителя — в корме — и передвижная продольная банка для пассажира — в носу. В носовом отсеке оборудован небольшой багажник.

Непотопляемость обеспечена блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции. С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя, ее без труда можно спускать на воду и поднимать на берег. Максимальная скорость с 5-сильным подвесным мотором — до 20 км/ч.

С учетом преимущественной эксплуатации под мотором была разработана модификация лодки — «Романтика-2» — с увеличенной за счет введения четвертой секции длиной. На этой лодке с 8-сильным подвесным мотором достигнута скорость 32 км/ч. Транспортировку «Романтики-2» осуществляют автомобилем при размещении одного пакета на крыше, а второго — в багажнике.

Складная охотничья лодка
Складная охотничья лодка

Складная охотничья лодка — одна из самых простых по конструкции разборных лодок. Рассчитана на рыболова-одиночку. С нее можно стоя забрасывать спиннинг. Корпус этой складной лодки изготовлен из листов дюралюминия толщиной 1,5 мм, соединенных между собой с помощью прорезиненного ремня толщиной 2-4 мм на заклепках. В готовом для эксплуатации виде корма лодки удерживается двумя распорками из дюралевых труб.

«Таймень» — серийно выпускаемая байдарка. Одно-, двух- и трехместные «Таймени» предназначены для туристских плаваний по маршрутам высокой сложности. Обводы с плавно подрезанными штевнями, большим развалом шпангоутов обеспечивают, необходимые для этого качества. Все элементы разборного каркаса выполнены из дюралюминия.


разборная байдарка "Таймень"
Байдарка «Таймень»

Непотопляемость обеспечивается шестью термоупаковками — по одной в носу и в корме и четыре по бортам суммарным объемом 130-140 л, что достаточно для поддержания на плаву полностью затопленной байдарки с одним гребцом. Места гребцов на двух- и трехместных байдарках удалены от миделя, что значительно повышает маневренные возможности лодки. В середине корпуса выделен специальный грузовой отсек, в который на кратковременные выходы можно посадить еще одного человека.

ЛР-01 — моторно-весельная лодка, имеющая, как и разборные байдарки, разборный каркас и мягкую прорезиненную оболочку. Транец из дюралюминиевого листа с фанерной накладкой рассчитан на установку подвесного мотора мощностью 1 кВт (2 л. с.). Поперечные банки из фанеры и пенопласта увеличивают жесткость корпуса, а вместе с термоупаковками, размещенными в носу и по бортам, обеспечивают аварийную плавучесть.

Разборная Моторно-Весельная каркасная лодка ЛР-01
Моторно-Весельная каркасная лодка ЛР-01

Лодка по мореходности не уступает неразборным судам тех же размерений, имеет хороший ход на веслах и с мотором.

Секционное каноэ можно использовать для дальних туристических плаваний и прогулок в вариантах с веслами, подвесным мотором или парусом. Проект лодки удостоен 1-й премии на конкурсе НТО им. акад. А. Н. Крылова. Габариты и масса лодки допускают ее перевозку на верхнем багажнике любого автомобиля.

Секционное каноэ
Секционное каноэ

Похожие записи