Надувные лодки
Надувные лодки ( см. табл.) имеют хорошую транспортабельность, что сразу снискало признание у любителей рыбной ловли и охоты. В результате усовершенствования конструкции, позволившего кроме вёсел применять подвесные моторы широкого диапазона мощностей, а также парусное вооружение, надувные лодки приобрели универсальное назначение и стали использоваться для туризма, спорта, в качестве разъездных и спасательных судов.
Характеристика | Нырок-1 | Айгуль | Турист | Ласточка | Орион | Сирайдер | Альбатрос | Мева |
Длина наибольшая, м | 2,1 | 2,6 | 3,2 | 4 | 3,2 | 5,43 | 4,5 | 3,5 |
Ширина наибольшая, м | 1,09 | 1,2 | 1,4 | 0,72 | 1,45 | 2,03 | 2,2 | 1,3 |
Высота на миделе, м | 0,29 | 0,32 | 0,4 | 0,36 | 0,36 | 0,95 | 0,8 | 0,45 |
Масса, кг | 12 | 16 | 20 | 19 | 50 | 286 | 60 | 72 |
Грузоподъемность, кг | 150 | 250 | 300 | 240 | 250 | 800 | 320 | 280 |
Небольшие одно- и двухместные гребные лодки обычно имеют О-образную форму с плоским днищем и надувными камерами по периметру. Для лодок, рассчитанных на установку подвесного мотора мощностью более 4 кВт (5 л. с.), предпочтение отдается подковообразной форме с жестким фанерным транцем, который крепится между бортовыми камерами на расстоянии примерно 1/5 длинны, от их кормовых оконечностей. Эти выступающие за транец части камер уменьшают действие дифферентующего момента от массы мотора и упора гребного винта, повышают устойчивость на курсе, а также, подобно транцевым плитам, улучшают условия выхода судна на глиссирование.
Для повышения продольной жесткости надувной моторной лодки на днище устанавливается пайол, который воспринимает упор винта, передаваемый транцем. Для улучшения мореходных качеств днищу надувной мотолодки придают килеватость за счет устанавливаемого между мягким днищем и пайолом внутреннего киля, который в корме жестко соединяется с транцем и таким образом работает как составная часть каркаса. Дальнейшие работы по повышению надежности и мореходных качеств надувных мотолодок привели к созданию судов комбинированного типа с цельным жестким днищем, обычно выклеиваемым из стеклопластика и имеющим килеватые обводы, к которому крепятся надувные камеры подковообразной формы. Кокпит с носа прикрывается козырьком-тентом, который иногда дополняется ветровым стеклом.
Оболочки современных надувных лодок изготовляют из синтетических материалов. Их основой служит капрон или нейлон, для покрытия используются полимеры синтетического каучука — неопрен и хайполон. Такие материалы стойки к воздействию атмосферы, масел и химикалиев, имеют хорошее сопротивление трению.
Разработаны варианты парусного вооружения для серийных надувных лодок, а также проекты оригинальных надувных парусных судов, которые с успехом используются для туристических плаваний и даже на гонках.
«Нырок-1» — наиболее удачный вариант среди одноместных, серийно выпускаемых надувных лодок. Незначительное увеличение размерений и массы позволило сделать грузоподъемность лодки в полтора раза большей, чем у однотипных лодок. Благодаря наличию резиновых уключин применены распашные весла, более зффективные, чем весла-гребки. Гребец располагается в носовой части на надувном сиденье. Лодка изготовляется из каландрованной хлопчатобумажной ткани, прорезиненной смесью на основе натурального и синтетического каучука. Аналогичную конструкцию имеют двухместные «Нырок-2» и «Нырок-4» (последняя — с надувным днищем).
«Айгуль» — самая легкая из однотипных серийных двухместных лодок. Отличается продуманностью конструкции и обводов. Два бортовых баллона в носу заострены, сближены и приподняты, что обеспечивает плавное обтекание корпуса водой и хорошую всхожесть на волну. Кормовая оконечность образована поперечным баллоном, на который с помощью несложного приспособления возможна установка легкого подвесного мотора. Для крепления жестких сидений — банок на баллонах предусмотрены резиновые опоры-кронштейны. Применены — жесткие (съемные) полиэтиленовые уключины, вращающиеся в специальных резиновых ушках. Носовая часть прикрыта козырьком, уменьшающим забрызгивание кокпита и служащим укрытием для минимального багажа. В носу предусмотрена швартовная скоба.
На базе «Айгули» сконструирована лодка «Турист», рассчитанная на 3—4 чел. Увеличенные размерения и диаметр баллонов, высоко поднятая носовая оконечность, прикрытая фартуком-декой, дают основание считать «Турист» пригодным для плаваний по маршруту повышенной сложности.
«Ласточка» — байдарка, которая при сохранении основных достоинств надувных лодок — малой массы и транспортабельности — несравненно быстроходнее их. Она рассчитана на туристические походы и спортивные плавания I и II категории сложности. В отличие от аналогичных лодок, выпускаемых за рубежом, «Ласточка» имеет килеватое днище, что положительно сказывается на её ходовых качествах, однако по сравнению с разборными байдарками типа «Гаймень» она проявляет большую валкость порожнем. Достаточная остойчивость обеспечивается только с полной загрузкой.
Байдарка склеивается из двух полотнищ, каждое из которых включает два бортовых баллона и три днищевых. Отдельно изготовляются три секции надувной деки, закрывающие лодку сверху и придающие ей поперечную жесткость.
«Орион-8» Среди надувных лодок, специально проектировавшихся для эксплуатации с подвесным мотором — это вариант с минимальными размерениями. Вместе с тем по условиям транспортировки увеличение размерений надувной моторной лодки приведет к тому, что в разобранном виде, но с полным оборудованием, включающим подвесной мотор и бензобак, её уже нельзя будет разместить в багажнике автомобиля.
Лодка имеет подковообразную форму и состоит из трехкамерного баллона, однослойного днища, носового козырька и кормового фартука, изготовленных из прорезиненной ткани на основе капрона с защитным покрытием. Жесткость конструкции обеспечивают деревянные киль, поддон, слани и транец из водостойкой фанеры, рассчитанный на установку подвесного мотора мощностью 6 кВт (8 л. с.).
Скорость мотолодки с 8-сильным мотором составляет с одним водителем 26 км/ч, с водителем и пассажиром — 22 км/ч, однако в первом случае лодку приходится удифферентовывать переносом бензобака в нос, а во втором при встрече с крупной волной скорость необходимо снижать, чтобы уменьшить силу ударов в днище и забрызгиваемость кокпита.
«Сирайдер» — надувная лодка с жестким днищем, выпускаемая английской фирмой «Авон». Используется для спасательной службы в прибрежных морских районах, обслуживания подводных пловцов, спортивной рыбной ловли в море. Нижняя часть корпуса до уровня скулы изготовлена из стеклопластика и имеет V — образные обводы с продольными реданами. Эта часть корпуса обладает самостоятельной плавучестью и имеет два водонепроницаемых отсека. На её палубе размещено приспособление для крепления сидений и бензобака. Прикрепленный к жесткому корпусу транец боковыми стенками входит в литые резиновые фитинги, наклеенные на надувную камеру.
Надувная камера, изготовленная из пропитанной хайполоном нейлоновой ткани, разделена на три изолированных отсека и приклеена к стеклопластиковому корпусу. Предусмотрена балластная цистерна, которая уменьшает валкость лодки на стоянке и улучшает приемистость за счет смещения центра тяжести в нос. После выхода на глиссирование цистерна автоматически опорожняется через шпигаты в транце.
«Сирайдер» рассчитан на зксплуатацию с подвесными моторами мощностью до 88 кВт (120 л. с.), с которыми он, имея на борту 2 чел., развивает скорость до 70 км/ч. На глиссирование с полным грузом (750 кг) лодка выходит с 40-сильным мотором.
«Мева» — надувной швертбот, выпускаемый в Польской Народной Республике, и получивший распространение у наших любителей водного туризма; по сочетанию мореходности, ходовых качеств, транспортабельности до сих пор представляется одним из наиболее удачных образцов судов этого типа. Для перевозки «Мева» упаковывается в три мешка с габаритами, обеспечивающими возможность её погрузки в автомашину.
«Альбатрос» — парусный катамаран с надувными корпусами, проект которого разработан для серийного выпуска на базе судна, спроектированного и построенного В. М. Перегудовым. Катамаран можно использовать как для кратковременных, так и для продолжительных плаваний с экипажем из 2—3 чел. Судно можно также эксплуатировать на веслах и с 2-сильным подвесным мотором.
Корпуса «Альбатроса» состоят из трех раздельно заполняемых воздухом секций. Поверх корпусов закреплено по два стрингера, при помощи которых они крепятся к мосту катамарана, имеющему пять поперечных балок и одну продольную — центральную. Для противодействия дрейфу при ходе под парусами снаружи поплавков на второй поперечной балке навешены шверцы.
Оригинальное парусное вооружение площадью 8 м2, разработанное В. М. Перегудовым, позволяет идти к ветру под углом до 50°. «Альбатрос» хорошо ходит под парусом и мотором на волне до 0,8 метра. Благодаря эластичной конструкции мостика корпуса не испытывают чрезмерных ударов. Весла-гребки применяются для коротких переходов и при швартовке.
Разобранный катамаран укладывается в две упаковки: рюкзак размерами 750 х 430 х 250 мм и мешок длиной 1900 мм и диаметром 300 мм.