Корабль «Васа»
«Васа» - шведский корабль построенный между 1626 и 1628-м годом, потерпевший крушение в ходе своего первого плавания, пройдя около 1300 метров 10 августа 1628 года. Ещё в семнадцатом веке большинство его бронзовых пушек были подняты на поверхность, после чего «Васа» был забыт более чем на 300 лет. Пролежав на дне Стокгольмской гавани 333 года в 1961 году он был поднят и разместился во временном музее под названием «верфь Васа». В 1988-м году корабль был перевезен специально в построенный для него музей "музей Васа». Музей является одним из самых популярных туристических объектов в столице Швеции.
Корабль был построен по приказу короля Швеции Густава Адольфа (1594-1632) во время войны с Польшей-Литвой (1621 — 1629). «Васа» был построен на военно-морской верфи в Стокгольме по договору с частными предпринимателями и вооружен преимущественно бронзовыми пушками отлитыми там же специально для корабля. После завершения строительства это был один из самых мощно вооруженных и богато украшенных кораблей в мире.
Содержание:
- Строительство корабля
- Характеристики и вооружение
- Первый и последний рейс «Васа»
- Расследование гибели «Васа»
- Видео
Строительство корабля
В начале 1620-х годов, работы на Стокгольмской верфи возглавили пара голландцев: Антоний Монье и мастер-кораблестроитель Генрих Хайбертсон, которого обычно называют «Мастер Генрих». Зимой 1624 — 1625 годов был подписан контракт на работу, но Монье уходит и партнёром Генриха становится молодой купец из Амстердама Арендт де Гроот. 16 января 1625 года Генрих и Арендт подписывают контракт на строительство четырёх кораблей, два больших с длинной киля 38 метров и два размером поменьше.
Хенрик и Арендт де Гроот начинают скупать сырье, необходимое для постройки первых кораблей в 1625 году, закупают древесину в Швеции, Риге, Кенигсберге (нынешний Калининград), и Амстердаме. Начало строительства было запланировано на осень 1625 года и Генрих, через вице-адмирала Флеминга спрашивает у короля, какой из кораблей строить первым. После потери 10 судов в Рижском заливе король решает строить два средних корабля длинной 120 футов (35,6 м.), но мастер Генрих отказывается, так как древесина для двух кораблей (большого и маленького) уже была подготовлена. В конце февраля — начале марта 1626 года был заложен киль «Васа». Сам Генрих Хайбертсон ни разу не видел «Васа» завершенным, так как в конце 1625 года он заболел и летом 1626 года умер. Достраивать корабль взялся другой голландский кораблестроитель Хенрик «Хайн» Якобссон, который умер весной 1627 года, когда «Васа» был спущен на воду.
После спуска «Васа», продолжились работы по отделке верхней палубы, установке рангоута, такелажа и парусов. В то время Швеция не имела собственного производства парусины и ткань приходилось заказывать за рубежом. Парусная ткань для Васа, скорее всего, была поставлена из Голландии и была в основном из пеньки и частично льняной. Такелаж был выполнен полностью из конопли, привезенной из Латвии через Ригу. Король посетил завод в январе 1628 и по всей видимости это был единственный его визит на борт корабля.
Летом 1628 года, капитан Ханссон, осуществлявший надзор и ответственный за строительство корабля, проводит демонстрацию остойчивости вице-адмиралу Флемингу, прибывшему в Стокгольм из Пруссии. Тридцать человек начали бегать от борта к борту, что бы раскачать корабль, но во избежании опрокидывания, адмирал остановил тест после нескольких попыток. Густав Адольф постоянно настаивал в письмах, что бы «Васа» как можно скорее вышел в море.
Существуют версии что «Васа» был удлинен во время строительства или была добавлена дополнительная пушечная палуба, но существенных доказательств такой переделки после того как был заложен киль нет. Король приказал установить 72 24-фунтовый пушки 5 августа 1626 года, что было слишком много для двух пушечных палуб. Поскольку после указа короля прошло уже более 5 месяцев после начала строительства, добавить ещё одну палубу для пушек было не возможно. Французский «Galion du Guise», который послужил прототипом для «Васа» так же имел только две пушечные палубы. Лазерные измерения, проведенные в 2007-2011 годах подтвердили, что важных изменений во время строительства произведено не было. Однако центр тяжести и так был достаточно высоко для такого корабля.
«Васа» был одним из немногих примеров кораблей с двумя орудийными палубами и был построен во время, когда теоретические принципы кораблестроения были ещё достаточно плохо изучены. Так же нет никаких свидетельств, что Генрих Хайбертсон строил такие корабли когда либо ранее. Требования безопасности в то время так же сильно отличались в худшую сторону от современных. В совокупности с тем, что военные корабли 17 века строились с заведомо завышенной верхней палубой (для использования во время стрельбы) делала строительство королевского корабля довольно рискованным предприятием.
Характеристики и вооружение
Заложен | 1626 |
Спущен на воду | 1627 |
Водоизмещение | 1210 тонн |
Длинна | 69 метров |
Ширина | 11,7 метров |
Осадка | 1,8 метра |
Площадь парусов | 1275 кв.м. |
Команда | 145 членов экипажа и 300 солдат |
Вооружение | 64 пушки |
Первый и последний рейс «Васа»
10 августа 1628 года, капитану Сёфрину Хансону был отдан приказ перевести корабль в Ялвснаббен. День выдался спокойным и только легкий ветер дул с юго-запада. Корабль был отбуксирован вдоль восточной набережной города, на южной стороне гавани были установлены четыре паруса и «Васа» повернул на восток. Из открытых пушечных портов были видны стволы орудий, для того что бы произвести салют, когда корабль покинет Стокгольм.
Как только «Васа» прошел с подветренной стороны от берега на юг, порыв ветра наполнил его паруса, и корабль внезапно накренилась на левый борт. Шкоты были отданы, и корабль медленно выпрямился, как только порыв ветра закончился. При следующем порыве ветра «Васа» накренился так сильно, что вода хлынула в незакрытые орудийные порты. Вследствие чего сместился балласт и корабль перевернулся и затонул на глубине 32-х метров в 120 метрах от берега. Выжившие члены экипажа цеплялись за мачты, которые остались на поверхности. Несмотря на быструю помощь на лодках от 30 до 50 человек, согласно документов, погибли.
«Васа» затонул на глазах тысяч людей вышедших на набережную приветствовать королевский корабль.
Расследование
На следующий день после потери корабля совет отправил письмо королю, с сообщением о гибели «Васа». Письмо шло в Польшу две недели. «Безответственность и халатность» — писал король в ответном письме в недвусмысленных выражениях требуя наказать виновных. Капитан Сёрфинг Хансон, который выжил во время катастрофы, был немедленно вызван на допрос, где он клялся, что пушки были надёжно закреплены, а экипаж трезв. Каждый из выживших офицеров был допрошен. В ходе расследования создалось впечатление, что комиссия больше хочет найти «козла отпущения» нежели установить истинные причины гибели «Васа».
Так же были опрошены все члены экипажа: Правильно-ли было поставлено парусное вооружение? Был-ли экипаж трезв? Правильно ли был уложен балласт? Надежно ли были закреплены пушки? Однако никто не был готов взять вину на себя. Члены экипажа и подрядчики разделились на два лагеря, обвиняющих друг друга.
Немало вопросов было и к судостроителям, основным из которых был: «Почему корабль был настолько узким?» Якобсон, который достраивал «Васа» после смерти Хенрика Хабертсона говорил, что следовал спецификациям утвержденным самим королем. По факту он увеличил ширину корабля на 42 сантиметра, чего оказалось не достаточно, так как строительство слишком сильно продвинулось к тому времени как Якобсон взялся достраивать королевский линкор.
В конце концов, виновные так и не были найдены. На суде Арендт де Гроот на вопрос, почему судно затонуло дал ответ: «Только Бог знает». Король Густав Адольф одобрил размеры корабля, парусное вооружение и количество орудий. В итоге вина, фактически, упала на Хенрика Хабертсона, который к тому времени давно покоился в могиле.
Возвращение «Васа»
Менее чем через три дня после катастрофы был подписан контракт на подъем корабля, однако все усилия были тщетными. В результате ранних попыток поднять «Васа» английским инженером Яном Балмером корабль был выровнен, но ещё более плотно сел в донный ил.
В начале 1950-х годов археолог-любитель Андерс Франзен предположил, что благодаря отсутствию в холодных водах Северного моря «корабельного червя» Teredo navalis, корпус «Васа» остался более-менее цел. В 1953 году он активно начинает искать корабль при помощи устройства отбора керна.
Лето 1956 года Андерс Франзен проводит в поисках, а 25 августа он поднимает устройство отбора керна с кусочком почерневшего от времени дуба. Водолазы военно-морского флота Швеции подтвердили, что на дне находится большой деревянный корабль с двумя рядами орудийных портов. «Васа» был найден.
Далее, в течении нескольких лет, после более чем 1300 погружений «Васа» был перемещён с глубины 32 метра на 16 метров, где водолазы продолжили работы по возвращению корабля.
Окончательный подъем начался 8 апреля 1961 года, и по состоянию на утро 24 апреля, впервые за 333 года «Васа» вновь увидел свет. После чего, началась многолетняя кропотливая работа по восстановлению королевского линкора.
Сегодня мы можем видеть корабль в Музее «Васа» в столице Швеции Стокгольме. Но на этом история «Васа» на закончена. И по сей день ведуться работы по восстановлению и сохранению корабля.