Барк Крузенштерн

Барк «Крузенштерн»

В туманный день 11 июля 1984 г. у Сидни стартовали парусники класса А: советский барк «Крузенштерн», португальский барк «Сагреш», барк «Горх Фок» из ФРГ, колумбийский барк «Глория», польский фрегат «Дар Младежи». Каждый из участников гонки был моложе советского барка на 30—50 лет.

Каждый стремился быть первым. Успех, однако, сопутствовал советскому паруснику. 30 июля в Ирландском море, на подходе к Ливерпулю он первым закончил трансатлантическую гонку, которая продолжалась 443 часа 63 минут. Капитану «Крузенштерна» Г. Коломенскому за успехи судна был вручен Болыной серебряный кубок Мира, а экипажу — золотые медали.

В свое время, чтобы соперничать с пароходами, парусники должны были иметь отличные эксплуатационные характеристики, иначе они становились нерентабельными. На судоходных линиях появились винджаммеры — «выжиматели ветра» — огромные парусные суда, способные перевозить большое количество массовых грузов. Они имели стальной рангоут и упрощенное парусное вооружение, требовавшее немногочисленного экипажа.

Наиболее известным судовладельцем, отдававшим предпочтение парусным судам, был Фердинанд Лайеш из Гамбурга. Все суда его носили названия, начинающиеся с латинской буквы «Р» (Пи). В конце прошлого века Лайеш заказал на Гамбургских верфях серию четырехмачтовых барков повышенной грузоподъемности — «Писегава», «Персифаль, «Питлохри». Они эксплуатировались на традиционных линиях Европа — Южная Америка, Европа — Австралия и зарекомендовали себя хорошими ходоками. А так как все суда Лайеша плавали под вымпелами, на голубом фоне которых стояли инициалы судовладельца «FТ», моряки называли линии, на которых работали винджаммеры Лайеша, «Летающими линиями», а парусники — «Летающими Пи». На эти суда подбирались капитаны, в совершенстве знавшие свое дело и умевшие «выжимать ветер», не подвергаясь напрасному риску.

Барк Падуя
Барк «Падуя»

В 1926 г. для Лайеша на верфи в Везер-Мюнде был построен барк водоизмещением 6 тыс. т, принимавший 4 тыс. т груза и получивший в соответствии с традицией имя «Падуя». Два его рекордных перехода вошли в историю парусного флота: 67 суток из Английского канала до австралийского Порт-Линкольна, при средней продолжительности таких рейсов у других судов 88 суток, и 87 суток — Английский канал — чилийский порт Талькауано.

После разгрома гитлеровской Германии судно было передано Советскому Союзу. В январе 1946 г. на нем подняли советский флаг, а в феврале оно получило имя «Крузенштерн» — в честь русского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна.

В июньский день 1955 г. буксир вывел барк на Красногорский рейд. Дул устойчивый южный ветер, и «Крузенштерн» мог следовать без лавировки по тральному фарватеру к острову Сескар. У мачт работали опытные боцманы И. Кошель, В. Пеидюков, И. Толмасов. Матросы четко и слаженно выполняли команды, поступавшие с мостика. Более десяти лет винджаммер не выходил в море под парусами. Но барк остался верен себе: легко и быстро паруса забрали ветер, и «Крузенштерн» заскользил по фарватеру, у Сескара с легкостью выполнил поворот и лег на обратный курс. Желая усложнить задачу экипажа, председатель комиссии предложил встать на якорь в стороне от фарватера, указав крестиком на карте. И этот манёвр экипаж выполнил
блестяще. Место отдачи якоря, определенное штурманом, оказалось в центре нарисованного креста.

Выходили из строя, гибли в океане соратники и соперники «Крузенштерна». В 1957 г. во время урагана погиб почти со всем экипажем барк ФРГ «Памир». В 1958 г. от подвижки насыпного груза попал в тяжелое положение и в море больше не выходил «Пассат».

«Крузенштерн» в 1959—1961 гг. прошел капитальный ремонт с установкой на нем вспомогательных двигателей и снова вышел в море. В течение 5 лет он выполнял научно-исследовательские работы по программе Академии наук СССР, одно временно обеспечивая морскую практику курсантов. Очередное переоборудование под учебное судно МРХ «Крузенштерн» прошел в 1971 г.

Барк является судном неограниченного района плавания и может находиться в морях и океанах 66 пополнения запасов до 5 мес. В каждый рейс он берет 165 курсантов.
Штатная команда — 172 человека. Для проведения занятий оборудованы учебные классы, учебная штурманская рубка с навигационным мостиком, радио класс и ряд других учебных помещений.

На четырех мачтах барк несет 31 парус, из которых 18 — прямые. Общая площадь всех парусов — 3700 м?. «Крузенштерн» развивает скорость до 15-16 уз под двигателями — 8-9 уз.

За время службы под советским флагом он прошел свыше 250 тыс. миль, на его борту получили морскую закалку более 10 тыс. будущих моряков.

От рейса к рейсу росла известность советского учебного судна, но настоящая слава пришла к «Крузенштерну» после участия в Международных регатах учебных парусных судов «Операция Парус», проводимых Международным союзом учебных парусников.

Впервые советские парусники приняли участие в этих соревнованиях в 1974 г. Они были посвящены 30-летию Польской Народной Республики. Маршрут гонок пролегал в Балтийском море от Копенгагена до Гдыни. Участвовало 37 судов, из них — 6 крупные парусники с прямым вооружением. «Крузенштерн» не занял первого места в гонках, но за активное участие во всех мероприятиях и полученные при этом результаты экипажу барка был вручен главный приз соревнований — серебряная модель клипера «Катти Сарк». Участвовал он и в соревнованиях по программе «Операция Парус» в 1976, 1978, 1980 гг., показывая неплохие результаты.

Недавно «Крузенштерн» возвратился из трансатлантического рейса. Завоевав золотые медали в гонках по маршруту Канада — Европа, барк с курсантами на борту вновь находится в учебном плавании.

Автор: И. ШНЕЙДЕР

Источник: Журнал «Морской флот»

Похожие записи