Обучение яхтингу
Обучение яхтингу в России имеет давние традиции. Ещё в 1876 году, в Санкт-Петербурге на базе речного яхт-клуба были созданы Петербургские мореходные классы, где обучение яхтингу проходили частные лица.
Чтобы управлять яхтой необходимо получить права
Для того чтобы управлять парусной яхтой, в России необходимо иметь Государственные права на управление подобные тем, которые выдаются автолюбителям. Выдавать этот документ имеют право только уполномоченные государственные структуры. Для российских яхтсменов это Государственная Инспекция Маломерных Судов (ГИМС). На основании справки парусной школы экзаменационная комиссия принимает экзамены, в случае успешной сдачи которых выдаются права. Сертификат о прохождении школы не даёт права на управление яхтой в России.
Для того чтобы иметь возможность участвовать в регатах в России, необходимо иметь права Всероссийской Федерации Парусного Спорта (ВФПС).
В Европе для эксплуатации парусной яхты достаточно пройти курс обучения и получить лицензию на право управления. Часто разговор заходит про чартер. В чартер можно взять яхту с капитаном или целым экипажем, можно и без него. Нанимая яхту с экипажем, можно не волноваться по поводу прав и лицензий, но этот вариант чреват значительными расходами.
Второй случай значительно дешевле, но среди собравшейся отдохнуть компании должен быть человек, имеющий лицензию на право управления парусной яхтой, уровень которой должен быть, как минимум, «bareboat skipper». Иной раз представитель чартерной компании может попросить арендатора, например, самостоятельно выйти из марины, но со шкипером компании и только после этого будет принято решение о выдаче яхты в самостоятельный чартер.
Таким образом, во многих случаях не поможет и наличие прав на управление парусной яхтой — необходимо наличие хотя бы базовых навыков. А вот о том, как их получить и не выкинуть деньги на ветер, пройдя какую либо экспресс-программу обучения, пойдёт речь ниже.
Программы обучения
Существует множество школ, занимающихся обучением. В России сегодня прижились два бренда: IYT и RYA. Большой разницы между ними нет. Система обучения, предлагаемая Британской Королевской Яхтенной Ассоциацией (RYA — www.rya.org.uk) довольно проста и эффективна. «Права» получаются в кратчайшие сроки, при этом не только усваивается необходимая информация, но и закрепляются на практике знания.
Однако RYA разрешает обучение исключительно на английском языке, что весьма сомнительно для начального обучения. Для усвоения материала требуются двойные усилия: мозг сначала занят переводом, затем восприятием. При этом даже хорошее знание языка не поможет, когда инструктор начнёт оперировать специфическими морскими терминами. Например, когда в отношении правого и левого бортов вместо привычных слов «left» и «right» прозвучит «port» и «starboard».
Американская система International Yacht Training (IYT — www.iytworld.com) – заслуживает больше внимания. Эта система одобрена несколькими авторитетными морскими ведомствами — Береговой охраной США, Международной Морской Организацией (IMO), Агентством береговой охраны Великобритании и классификационным обществом Det Norske Veritas (DNV).
Теория и практика
Не подлежит сомнению то, что эти два компонента обучения необходимо разумно совмещать. Профессионалы, прежде чем занять капитанский мостик, пять лет обучаются в ВУЗах, а затем долго продвигаются по службе. Для яхтенных капитанов-любителей этот путь многократно сокращён. Попытки уменьшить этот уже сжатый объём никому не пойдут на пользу, море требовательно ко всем, и к профессионалам, и к любителям. Встречающиеся предложения пройти непосредственно на яхте совмещённый курс практики и теории за 7-10 дней нарушают правила IYT.
Программа обучения яхтингу
Каждая парусная школа должна иметь программу обучения, разработанную на основе стандартов и требований, определяющих безопасность плавания. Базой этой программы может стать английская либо американская система – это не принципиально. Главное, чтобы она была адаптирована к отечественным условиям. Простое копирование не приведёт ни к чему хорошему. Например, требования системы IYT по радиосвязи совершенно не учитывают, что многие русские люди не знают английский язык, поэтому данный курс должен быть подробнее.
Практика
На программу практических занятий необходимо обратить особое внимание. Нельзя доверять школам, предлагающим практику в любых акваториях, обещающих чартерную яхту и качественное обучение в любом месте по желанию клиента. Школа должна иметь постоянную морскую базу, учебные маршруты плаваний должны быть четко отработаны по дням и часам, а тренировки и занятия проводиться в соответствии с программой.
Часто от школ можно услышать предложения по участию в различных регатах и перегонах, после чего будут выданы сертификаты на управление. Это не может быть качественным обучением. Программа практических занятий должна включать отработку всех базовых элементов. Во время регаты невозможно отработать и трети необходимых навыков. Это как принимать участие в авторалли по бездорожью, не имея элементарных навыков парковки.
Стандарты IYT
Часть стандартов IYT по обучению можно найти на их официальном сайте. Выбирая парусную школу, стоит обратить внимание на соответствие её предложений этим стандартам. Например, говорят, что инструктор набирает 6-8 человек для обучения на Bareboat Skipper? Прекрасно! Но по стандартам IYT максимум – пять! Большее число означает меньше практики. Школа предлагает пройти парусную практику за семь дней с нулевого уровня и до капитана? Замечательно! Но IYT регламентирует, что до практического экзамена на Bareboat Skipper учащийся допускается только после десяти дней, проведённых на борту яхты.
Задача «нарушителей» очевидна — увеличить прибыль за счет количества людей. При этом возможны разумные компромиссы. Например, есть школы, предлагающие пять дней теории в классе и десять дней практики. Кстати, наличие учебного класса является обязательным условием работы. Если школа сразу приглашает в море (якобы на интенсивный курс), значит, в IYT отправлены фиктивные данные, а учебного класса не существует.
Многими скрывается ещё один пункт стандартов IYT. Под «школой» подразумевается некая структура, а не энтузиаст-одиночка. По правилам IYT итоговый практический экзамен принимает не человек, проводивший обучение, а другой инструктор! Понятно, что инструктор, который заодно сам себе директор не накажет себя за плохую работу.
Список аккредитованных школ IYT всегда можно найти на сайте федерации по адресу: www.iytworld.com