Моторная лодка — фаворит маломерного флота

А что это вообще за «зверь» такой – моторная лодка? Для того, что бы ответить на этот вопрос, проще всего обратиться к официальному определению этого термина. У нас, как впрочем и во всем мире, моторной лодкой называют такие маломерные суда, у которых в качестве силовой установки работает подвесной мотор.

Но сейчас, когда техническая мысль, образно говоря, летит на крыльях, конструкторы моторов в тот же объем способны «засунуть» большую мощность. Мощность современных подвесных моторов достигает двухсот пятидесяти лошадиных сил. А если на лодку устанавливается два таких мотора, то мощность уже сопоставима с мощностью катера. Поэтому грань между моторной лодкой и катером постепенно стирается. И понадобилось еще одно разъяснение, какое судно считать катером, а какое считать моторной лодкой?

моторная лодка
Пластиковая лодка

Поэтому сейчас моторная лодка – плавсредство длиной до 5.5 метра, весом до 400 килограмм и мощностью силовой установки примерно 50 лошадиных сил. Такое плавсредство можно без особого труда вытащить на необорудованный берег силами экипажа и в случае отказа мотора без особого труда двигаться на веслах усилиями одного, или максимум, двух человек. Лодки больших размеров по условиям транспортировки и использования очень незначительно отличаются от водоизмещающего катера. Достоинства моторной лодки:

  • Небольшой вес самого судна
  • Маневренность
  • Возможность подхода к необорудованному берегу. Иными словами – малая осадка
  • Легкость транспортировки по суше
  • Возможность движения на веслах при отказе силовой установки
  • Оптимальное соотношение цена – качество

Но ради справедливости нужно отметить, что этот тип маломерных судов не лишен недостатков. Самый главный из которых – незащищенность экипажа и пассажиров от непогоды. Но есть некоторые модели лодок, которые предусматривают установку тента, тем самым, улучшая потребительские характеристики лодки.

Колесная версия моторной лодки

Типы маломерных судов

Помимо моторных лодок существует еще несколько типов маломерных судов.

Гребная лодка

Если немного отойти от канцелярского языка, то это лодка, где главный движок – весла, а силовая установка — человек. Гребные лодки, наверное, самый древний вид плавсредств, который продолжает использоваться человеком.

Катер

Судно, оборудованное стационарным двигателем, имеющее надстройку и помещение для экипажа и пассажиров. Существуют различные типы катеров:

  • Водоизмещающие
  • Глиссирующие
  • На подводных крыльях
  • На воздушной подушке

Парусная яхта

Судно, оборудованное парусом, и использующее его в качестве главной силовой установки. В качестве вспомогательной силовой установки яхты могут оснащаться стационарным двигателем либо подвесным мотором. Все эти типы маломерных судов активно используются населением для водных прогулок и активного отдыха на воде.

парусная лодка

С улучшением экономической обстановки в стране и ростом благосостояния граждан увеличивается доля водоизмещающих катеров и прогулочных яхт. Но, несмотря на рост благосостояния населения, доля лодок с подвесным мотором не уменьшается, составляя практически половину всей численности маломерного флота, находящегося в частной собственности граждан. В некоторых странах эта доля достигает практически восьмидесяти процентов от общей численности маломерных судов.


Причина большой популярности моторных лодок

Причина преимущества лодок с подвесным мотором перед водоизмещающими катерами, прежде всего, в большей скорости. Скорость позволяет более полно использовать время, предоставленное на прогулку.

Так же причина в демографическом составе общества промышленно развитых стран, а это несомненное большинство страны составляют в основном наёмные работники. Что имеют эти работники для отдыха? Два или один день в неделю – выходные. Один раз в году месячный отпуск. Но не факт, что отпуск придется на то время, когда работнику будет благоприятнее всего отдыхать. Это практически все, на что могут рассчитывать наемные рабочие для организации своего отдыха. Доходы у этой группы населения не позволяют приобретать катера и яхты с высокой степенью комфортности. Так что моторная лодка – самый бюджетный вариант.

По стоимости этот вариант проигрывает лишь некоторым видам гребных лодок. Если рассмотреть причину популярности моторной лодки в сравнении с другими типами маломерных судов, то причина неизменной популярности моторных лодок будет еще очевидней.

И так по порядку

Гребная лодка, несомненно, проигрывает в скорости и пригодна для перемещения только на очень небольшие расстояния, либо там, где использование моторной лодки затруднительно по природным обстоятельствам. Поэтому покупка гребной лодки будет оправдана только в очень стесненных финансовых ситуациях. Или в том случае, если вопрос быстрого перемещения на большие расстояния не актуален. К примеру, если дом стоит на берегу небольшого водоема и по близости нет других водоемов, куда можно выбраться для рыбалки и отдыха.

По возможности транспортировки моторная лодка также не уступает гребной. Сейчас есть множество конструкций надувных разборных лодок, которые, в свернутом либо разобранном состоянии, легко умещаются в багажнике автомобиля. В этом случае даже не нужен прицеп.

По сравнению с катером моторная лодка безо всякого сомнения выигрывает в стоимости содержания и эксплуатационных затрат. Проигрывая катеру в комфортности, моторная лодка выигрывает в скорости. Для большинства людей важно время прибытия в назначенное место отдыха или рыбалки. Кроме того, скорость — это немаловажный фактор безопасности. При внезапном ухудшении погоды (а на некоторых морях это довольно частое явление), можно быстро достигнуть защищенного места. В то время как водоизмещающие катера вынуждены в огромной мере испытать на себе все прелести непогоды. В скорости перемещения с моторной лодкой может поспорить глиссирующий катер. Но он очень сильно проигрывает в эксплуатационных затратах. Большой расход бензина делает его экономически невыгодным.

Отказ двигателя на катере – это всегда катастрофа, практически всегда неуправляемый дрейф. Без посторонней помощи в этой ситуации не обойтись. Особенно, если это случилось на море и в неблагоприятную погоду. В случае отказа двигателя на моторной лодке всегда есть возможность добраться до берега на веслах. Либо, по крайней мере, управлять дрейфом.

К тому же, если учесть тот фактор, что современные подвесные моторы вплотную по надежности подошли к стационарным моторам, а в некоторых случаях даже и превосходят их по надежности. Все это делает моторную лодку экономически выгодной. А если учесть, что установка второго мотора на катере практически всегда экономически нецелесообразна, а порою просто невозможна, по той простой причине, что второй двигатель отнимет драгоценный объем свободного места, которого и так очень мало на катере.

моторная лодка - катер

Подход к необорудованному берегу на катере также затруднителен, так как осадка катера несравненно большая, чем у моторной лодки. Все это существенно уменьшает возможность выбора места отдыха. Да и стоянка на якоре в необорудованных местах не всегда является безопасной. В возможности высадки на необорудованный берег с моторной лодкой может поспорить только катер на воздушной подушке. Но по причине малой своей экономичности и сложности технического обслуживания, этих катеров у населения практически нет.

По сравнению с парусной яхтой или даже с парусной лодкой. Для этих судов важнейшим фактором является наличие ветра.

Моторная лодка также выигрывает в скорости прибытия на запланированное место. Ко всему прочему ветер не всегда бывает нужной скорости и направления. Очень часто можно наблюдать картину, когда парусники «болтаются» в видимости городского берега. Идти на яхте против ветра – очень большая потеря времени. Если использовать вспомогательный двигатель яхты, то скорость в этом случае будет очень невысокой и вместо вожделенного отдыха на природе придется «наслаждаться» тарахтением мотора гораздо большее время, чем на моторной лодке.

Подход к необорудованному берегу у яхты еще более ограничен даже чем у водоизмещающего катера. Это обуславливается наличием у яхты киля, который делает осадку яхты сравнимой с осадкой небольшого пассажирского теплохода. Да и стоимость самой яхты и ее содержания очень немаленькая и, конечно, никак несравнима со стоимостью самой моторной лодки и ее содержанием.

Сделав краткий сравнительный анализ, приходишь к выводу, что для короткого отдыха моторная лодка — наиболее выгодный вариант маломерного судна. По эксплуатационным затратам и по стоимости содержания моторная лодка — фаворит маломерного флота.


Похожие записи