Восстание на броненосце «Потёмкин»

Броненосец "Потёмкин", полное название которого - "Князь, Потёмкин Таврический", стал известен как первый корабль революции 1905-1907 годах. Он был построен в Николаеве в 1904 году. Главные параметры корабля включали длину 113 метров, ширину 22,5 метров и водоизмещение 12,5 тыс. тонн. 14 котлов подавали пар на две паровые машины, позволяя кораблю достигать скорости до 16 узлов. Экипаж состоял из 730 человек.

Броненосец был защищен мощной броней на бортах, в казематах, орудийных башнях, боевой рубке и других уязвимых местах. Кроме артиллерийского вооружения, на борту было 5 торпедных аппаратов. Этот новый трехтрубный броненосец представлял собой грозную силу, которая вскоре стала угрожать царскому самодержавию.

В то время в России, включая Черноморский флот, начинались революционные события. На кораблях сформировались социал-демократические группы, которые были объединены под руководством Центрального военно-морского исполнительного комитета РСДРП («Централка»), который имел тесные связи с комитетами приморских городов и с Женевой, где находился большевистский центр, возглавляемый В. И. Лениным. Восстание на флоте рассматривалось как часть революционного движения на юге России.

Представители «Централки» решили ускорить события после того, как вспыхнуло восстание солдат севастопольской крепостной артиллерии. Они дожидались только выхода эскадры в море на учения, чтобы начать акцию.

Броненосец «Потемкин» и миноносец № 267 проводили стрельбы в районе Тендровской косы, куда вскоре должны были подойти и другие корабли эскадры.

14 июня 1905 года на «Потёмкине» неожиданно вспыхнуло восстание, хотя большевики были не согласны с восстанием только на одном корабле. Все началось с того, что команда отказалась есть обед, состоящий из некачественного мяса. Командир Е. Голиков и реакционные офицеры стремились наказать зачинщиков бунта, но, к удивлению, вызванный ими караул отказался стрелять в своих же товарищей. Моряк-большевик Г. Вакуленчук попытался отговорить вышестоящего офицера И. Гиляровского от преждевременных действий, но был смертельно ранен выстрелом из пистолета. Это было слишком для тех, кто уже был в ярости, и они в гневе взялись за оружие; в последовавшей за этим стычке погибли оба командира и самые презираемые офицеры, а все остальные были арестованы. Экипаж миноносца оказал поддержку восставшим.

Под руководством А. Матюшенко избранная судовая комиссия сформировала новый командный состав и приняла решение следовать в Одессу под красным флагом. На следующий день, мятежный корабль был восторженно встречен в Одессе. Похороны матроса-большевика Г. Вакуленчука превратились в мощную политическую демонстрацию. Однако, несмотря на это, матросы не смогли поднять вооруженное восстание в городе, так как они не решились высадиться на берег и вооружить бастующих рабочих винтовками и револьверами.

На рейде стоял броненосец «Потёмкин», полностью изолированный от города. В это время, судовая комиссия рассматривала вопрос о дальнейших действиях, когда на усмирение мятежников вышла эскадра из Севастополя. Однако, матросы Черноморского флота отказались выполнять роль карателей. Более того, к «Потёмкину» и миноносцу № 267 присоединился броненосец «Георгий Победоносец». Восставшим морякам не хватало опытных политически зрелых руководителей, и они действовали нерешительно. Воспользовавшись промедлением, оставшиеся на свободе кондукторы «Георгия Победоносца» начали агитировать несознательных матросов за возвращение в Севастополь. Матросы находившиеся на броненосце «Потёмкин» не смогли изменить положение, и изменники-кондукторы посадили корабль на мель.

В то же время на броненосце «Потёмкин» заканчивались запасы топлива и продовольствия. Судовая комиссия приняла решение направиться в Румынию.

Уход мятежного корабля из Одессы вызвал панику по всему Черноморскому побережью. Ко всем крупным портовым городам подтягивались войска. Напуганное царское правительство строго запретило снабжать бунтовщиков водой, топливом и провиантом.

В Констанце «Потемкин» и миноносец были вынуждены стоять на внешнем рейде. Румынские офицеры и командир порта, прибывшие на борт «Потемкина», передали список необходимых запасов для кораблей и документы для опубликования. В этих документах восставшие моряки выражали свою твердую решимость поддержать борьбу народа против правительства, гарантировали неприкосновенность иностранных городов на Черном море и опровергали ложь царского правительства, назвавшего «Потёмкин» пиратским кораблем.

Со ссылкой на международное право, румынские власти отказали в предоставлении снабжения, из-за чего попытка получить провизию и топливо в Феодосии была неудачной. Броненосец «Потёмкин» был непобежденной территорией революции в течение 11 дней во время революционной бури на Черном море. Это значительное событие в истории революции в России, как бы ни сложилась дальнейшая судьба корабля. Восставшие моряки вернулись в Румынию после долгих споров и сдали корабли властям, став политическими эмигрантами. Тем временем, вернувшиеся в Россию моряки были арестованы и осуждены на смертную казнь или каторгу. Румынские власти вскоре передали корабли России.

Броненосец «Князь Потёмкин Таврический» был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года экипаж корабля участвовал в Севастопольском восстании, которое было подавлено.

После Февральской революции был издан указ, по которому все корабли с монархическими названиями должны были быть переименованы. Кораблям, которые участвовали в революционных выступлениях, должны были вернуть старые имена. В марте 1917 года «Пантелеймон» был переименован в «Князь Потёмкин Таврический», а через месяц получил название «Борец за свободу». В 1919 году броненосец был подорван интервентами в Севастополе и затонул. В 1922 году его подняли, но восстановить корабль уже не удалось.

В 1925 году про события, произошедшие на Броненосце «Потёмкин» был снят фильм.

Классический кинофильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»» 1925 года — замечательное произведение кинематографа, выдержавшее испытание временем. Этот немой фильм, рассказывает о членах экипажа на борту броненосца в 1905 году во время неудачного восстания против царского самодержавия. Этот мощный и влиятельный политический комментарий мгновенно завоевал мировую известность и был назван одним из самых важных фильмов, когда-либо созданных. И сегодня этот фильм по-прежнему славится своими новаторскими методами монтажа и знаковыми образами, которые прочно вошли в массовую культуру.


Похожие записи