«Святой Фока» — судно Георгия Седова
Летом 1984 года на острове Шилов (восточный рукав Северной Двины) работала Арктическая комплексная историческая экспедиция Географического общества АН СССР; её задачи заключались в поиске и обследовании остатков корпуса шхуны «Святой мученик Фока», на которой в 1912—1914 годах под командованием старшего лейтенанта Г.Я. Седова (1877—1914) русские впервые предприняли попытку достичь Северного полюса на небольшой шхуне. Обо всем, что известно на сегодняшний день о самом судне, подготовке и ходе экспедиции, рассказывает московский архитектор, начальник отряда подводных исторических исследований Арктической экспедиции НИИ культуры, действительный член Географического общества СССР А. В. Окороков. Эта публикация приурочена к 75-летию второй зимовки на Земле Франца-Иосифа; пытаясь тогда достигнуть полюса на собачьих упряжках, Георгий Яковлевич погиб близ острова Рудольфа.
С конца ХХ века многие исследователи ставили перед собой задачу «во что бы то ни стало пробиться» на Северный полюс. Достаточно вспомнить, например, американскую экспедицию 1898—1899 годов, возглавлявшуюся журналистом Уэлманом, и итальянскую герцога Абруццкого, а также более поздние (1901—1905 годов) под руководством американцев Болдуина и Фиала. Несмотря на страстное стремление к полюсу и неуемный энтузиазм руководителей, все эти попытки заканчивались неудачами, что объяснялось плохой организацией дела и недостаточно научно обоснованной программой. Еще во время встречи с А. Фиалом (1903 год) Г. Я. Седов главной целью своей жизни назвал достижение Северного полюса. Он писал: «…Кому же, как не нам, привыкшим к работе на морозе, заселившим Север, дойти и до полюса. И я говорю, полюс будет завоеван русскими.»
Девять трудных лет ушло у Г.Я. Седова на изыскание средств и снаряжения. В программе экспедиции неотделимо от главной цели стояли научные исследования в течение всего плавания. Сбор материалов вменялся в обязанности всем, а не только «ударному научному звену», в которое входили гидрометеоролог В. Визе и геолог А. Павлов, ставшие впоследствии известными советскими учеными.
В соответствии с планом высадка намечалась на Землю Франца-Иосифа, откуда предполагалось продолжить путь на собачьих упряжках. Успех дела во многом зависел от выбора судна. Большой удачей Георгий Яковлевич считал согласие архангельского зверопромышленника В. Дикина отдать под фрахт парусно-паровую шхуну «Святой мученик Фока» (бывший «Гейзер»), более 30 лет использовавшуюся на китобойных и зверобойных промыслах в Гренландском и Карском морях. Несмотря на весьма почтенный возраст (построена норвежцами в 1870 году) и относительно небольшие размеры (длина 40.6, ширина 9.2 метра мощность машины 100 л.с.), она обладала достаточной прочностью и была хорошо приспособлена для плавания во льдах.
Следует отметить, что сведения об этом судне носят общий и нередко противоречивый характер. На самом деле «Гейзер» до 1906 года по типу парусного вооружения относился к трехмачтовым баркам. Позднее эту оснастку с громоздкими реями и прямыми парусами, требовавшими большого числа матросов при маневрировании, заменили двухмачтовой; осталось восемь парусов: грот, брифок, два топселя, фокастаксель, кливер, бом-кливер и «летучий» кливер. По распоряжению Седова кормовую рубку значительно увеличили и разместили в ней ряд кают, соответствовавших специальному назначению судна. Сечения основных обновленных частей набора корпуса (киль, кильсон, форштевень и ахтерштевень, плакшири, ватер-вейсы), выполненных из дуба, значительно превышали те, которые имели обычные мореходные суда примерно таких же размерений. Внутренняя и три слоя наружной обшивки, прочное ледовое подкрепление из 24-х толстых дубовых бимсов в носовой оконечности (они шли от киля и перекрывали вторую палубу), обшитые снаружи листовым и полосовым железом скулы — все это предназначалось для борьбы со льдами. Более детальные описания конструктивных особенностей и чертежи шхуны обнаружить в архивах АН СССР и Военно-морского флота пока не удалось.
В самом начале экспедиции крайне тяжелая ледовая обстановка привела к тому, что в середине сентября 1912 года шхуна оказалась затертой в Баренцевом море у западного берега Новой Земли. Пришлось зазимовать в небольшой бухте острова Панкратьева, позже получившей название в честь судна «Святой Фока». Именно во время зимовки команда обнаружила три опасных для плавания во льдах выреза в наружной обшивке борта (вместе со шпангоутами), происхождение которых так и осталось загадкой; по следам топора и пилы можно было предположить, что сделано это накануне отхода судна из Архангельска — значит кто-то заранее пытался обречь экспедицию на неудачу.
В августе 1913 г. седовцы прорубили во льду канал, чтобы выйти на открытую воду. Путь к Земле Франца-Иосифа преградили тяжелые торосы. Запасы угля кончились, пошли в ход тросы, звериный жир, старые паруса. На широте мыса Муррей шхуну остановили непроходимые льды. Пришлось становиться на вторую зимовку; для нее выбрали бухту у северо-западного берега острова Гукера, которую Георгий Яковлевич назвал Тихой. В течение зимы 1913/14 годов пришлось разобрать на дрова для котла кормовую надстройку.
Седов погиб в марте 1914 года, и седовцы с тяжелым чувством невосполнимой потери покинули место второй зимовки. Для того, чтобы поднять пары, пришлось вырезать через один бимсы и пожертвовать обшивкой всех кают — остались только голые переборки. Лишь к концу лета полуразобранная шхуна выбралась, наконец, на чистую воду, и осенью, спустя два долгих года после выхода из Архангельска, вернулась в родные края.
Шли годы, но память о русских полярных землепроходцах продолжала жить в народе. Перед экспедицией 1984 года стояла задача найти и, по возможности, дать описание особенностей конструкции судна, специально переоборудованного для плавания в высоких широтах. Это позволило бы получить новые, недостающие сведения по технологии деревянного кораблестроения конца ХХ — начала ХХ веков. В результате изучения архивных материалов, опроса жителей, а также исследования микрорельефа и разведки на местности удалось локализовать район поиска шхуны или того, что от нее осталось, участком намывного вала. Его характер и размеры позволяли сделать вывод, что в основании находится какая-то конструкция или группа крупных предметов. Раскопки начались с юго-западной оконечности намывного вала. Во избежание повреждения деревянных конструкций набора грунт снимался послойно, с заглублением 20—25 см, кроме того, вся площадь дна раскопа после очередного снятого слоя зондировалась с помощью саперного щупа (шаг 2 метра).
Густой кустарник в сочетании с открытыми пляжными участками значительно усложнили работу. И тогда на помощь пришли работники Северного морского пароходства, курсанты архангельского мореходного училища и практиканты учебного барка «Седов», находившегося в то время в порту на праздновании четырехсотлетия основания Архангельска. Как это всегда и бывает, удача пришла неожиданно. В двенадцатом шурфе удалось обнаружить раму трапециевидной формы. Зондирование дна раскопа дало возможность определить, что ниже отметки 25 см находятся скопления металлических предметов; в основном это оказались крепежные элементы, обычно использовавшиеся при строительстве деревянных судов. Обмеры расчищенной металлической рамы рудерпоста показали ее принадлежность к ахтерштевню деревянной парусно-винтовой шхуны; усиленная конструкция и характер крепления рамы к ахтерштевню, а также крепления самого штевня рудерпоста говорят о принадлежности к судну, предназначенному для плавания во льдах.
Старожилы этих мест, видевшие шхуну на восточном берегу острова Шилов, засвидетельствовали, что обнаруженная рама рудерпоста относится к конструкции кормовой части судна «Святой Фока». Детальные исследования показали, что она имела крейсерскую корму, руль подвешивался на две петли, а пятка его не имела опоры. Судя по расположению петель, перо руля крепилось довольно низко, что, по-видимому, предохраняло его от поломки: в случае удара о льдину кормовой частью основную нагрузку принимал на себя ахтерштевень, выполненный из дуба.
При дальнейшем обследовании территории удалось найти еще около 400 предметов, относящихся к элементам крепежа судового набора. Собранные во время работы экспедиции реликвии русской полярной экспедиции 1912—1914 годов на шхуне «Святой Фока» переданы в Архангельский краеведческий музей, а обнаруженная исследователями рама рудерпоста выставлена перед входом в музей Северного морского пароходства в Архангельске.
Автор: А. В. Окороков