Крейсер «Варяг» — гордость русского флота
Бронепалубный крейсер — вид корабля распространенный в конце XIX — начале XX века. Бронезащита погребов для снарядов и паровых машин такого корабля состояла из бронепалубы, которая находилась на уровне ватерлинии.
Война России с Японией 1904—1905 гг. доказала, что такой тип защиты недостаточен и тип бронепалубного крейсера ушел в прошлое. Перед Первой Мировой войной вдобавок к бронепалубе лёгкие крейсера получили бронепояс вдоль всей ватерлинии.
Постройка бронепалубного крейсера «Варяг»
«Варяг» заложили в 1898 году на заводе фирмы Ч. Крамп и сыновья, в городе Филадельфия. Прототипом для Варяга послужил крейсер «Диана» проекта 1895 года. За ходом постройки следила прибывшая из России комиссия. К сожалению, из-за плохо проработанного техзадания, приходилось вносить многочисленные изменения и доработки уже в ходе строительства, что приводило к конфликтам американцев с нашими наблюдателями. Главной проблемой «Варяга» в дальнейшем стали паровые котлы.
Крейсер «Варяг»
Длина (м) | 129,6 |
Ширина (м) | 15,9 |
Осадка (м) | 5,94 |
Мощность (л.с.) | 20000 |
Скорость хода (узлов) | 24 |
Экипаж | 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров |
Спущен на воду | 1899 год |
Порт приписки | Порт-Артур |
Первоначально предполагалось поставить на крейсер надёжные котлы системы Бельвиля, но американцы настаивали на котлах системы Никлосса, как более лёгких и обеспечивающих заданную скорость. Их поддержали в Петербурге (в лице генерал — адмирала и нач. ГУКи С. Верховского). На Варяге было применено много интересных технических решений, например, размещение главных калибров в носу и корме судна, что давало выигрыш в компоновке и электрификации всего корабля, вплоть до камбуза. 11 Января 1899 года по распоряжению Императора и приказом морского ведомства, будущему крейсеру присвоили имя «Варяг».
Имя крейсер получил честь его предшественника парусно — винтового корвета. Для проведения ходовых испытаний 12 Июля 1900 года корабль вышел в океан. На них он развил скорость 24,59 узла, что превысило расчетную, но на последующих испытаниях 15 июля произошла первая авария левой машины. Испытания возобновили в сентябре и прошли они без особых замечаний. Наконец 22 сентября 1900 года крейсер был сдан и принят, хотя и с опозданием. Наблюдал за строительством крейсера капитан 1-го ранга В. И. Бэр, впоследствии первый командир «Варяга».
Служба до русско-японской войны
«Новый великолепный крейсер» — эти слова напечатала 3 марта 1902 года газета «Новый край». Так началась боевая служба корабля, который прибыл в Порт-Артур, после стоянки в Кронштадте. К сожалению поломки, преследовали крейсер, но всё-таки он активно участвовал в боевой учебе и состязаниях команд, получая хорошие оценки. Наиболее частыми поломками были: разрыв трубок от котлов и перегрев подшипников, из-за чего скорость корабля не превышала 16 — 20 узлов, для того чтобы не повредить свои машины.
Бой с японской эскадрой
1 марта 1903 года командовать кораблём был назначен капитан 1 ранга В.Ф. Руднев. 16 Декабря корабль вышел в корейский порт Чемульпо для службы стационером при дипломатической миссии и находился в распоряжении русского посольства в Корее.
Когда 27 января 1904 года началась война, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были заперты в бухте Чемульпо превосходящими силами японцев. Но русские моряки решили дать бой. Им пришлось маневрировать под непрерывным огнем превосходящих сил японцев по 20 километровому узкому фарватеру.
Русские корабли медленно двигались в выходном фарватере, и сражались против шести японских крейсеров, которые в 4 раза превосходили нас в артиллерии. Наши корабли повредили тяжёлый крейсер «Асама», вызвав на нём пожар, повредили ещё один крейсер и потопили миноносец врага. Но силы были неравные и наши моряки, выдержав ожесточенный и неравный бой, вернулись в бухту, где взорвали канонерку «Кореец» и затопили крейсер «Варяг».
Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Более ста человек получили различные ранения. Матросы и офицеры «Варяга» и «Корейца» вернулись в Россию через нейтральные порты, и были представлены к наградам.
Правда, к капитану Рудневу отнеслись прохладно, так как часть офицеров считала, что он принимал неграмотные решения и отдал врагу крейсер. Руднева наградили Георгием 4 степени и вскоре отправили в отставку. В 1907 года Руднева наградил орденом за мужество в бою японский император. Руднев не хотел принимать орден от врага и сделал это после личной просьбы царя. Умер Всеволод Федорович Руднев в 1913 году в своем имении в Тульской губернии.
Дальнейшая судьба корабля
В 1905 году японцы подняли Варяг и назвали его «Сойя», штурвал крейсера отправили на броненосец «Микаса» — флагман японского флота. Теперь это корабль-музей. В 1916 Россия выкупила крейсер и направила на ремонт в Англию. Началась революция и о крейсере забыли, позже он был продан на металлолом в Германию, но при переходе на буксире он сел на камни в Ирландском море. Часть конструкции использовали местные жители, а остатки взорвали. В 2011 году останки русских моряков были перевезены и захоронены на кладбище во Владивостоке. В 1954 году в кремль были вызваны и награждены ветераны «Варяга» и «Корейца» в честь пятидесятилетия сражения по инициативе адмирала Кузнецова. В 2003 году российская экспедиция в Ирландском море обнаружила и подняла на поверхность некоторые небольшие детали и предметы корабля.
Современный крейсер «Варяг» — достойный наследник славных традиций
Основными задачами кораблей проекта 1164, сформулированными в 1972 году являлось уничтожение крупных надводных кораблей противника, в том числе авианосцев и многое другое. Эти корабли оснащены крылатыми ракетами с мощными боеголовками и дальностью 550 км.
Современный «Варяг» был заложен в 1979 году и спущен на воду в 1983 году. Вступил в строй в 1989 году под названием «Червона Украина». С 1996 года носит имя «Варяг», сменив в 2002 году тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» на посту флагмана Тихоокеанского флота. 9 ноября 2010 года корабль прибыл в южнокорейский порт Инчхон с целью доставки в Россию реликвий своего знаменитого предшественника — знаменитого русского крейсера «Варяг»
Он также обеспечивал безопасность президента Медведева во время саммита большой двадцатки в Сеуле в Ноябре 2010 года.