Мотолодки (микро)
Наиболее распространенный тип малотоннажных судов, выпускаюстя большими сериями и находят разнообразное применение. По назначению, размерам и способам транспортировки и храниния их можно разделить на четыре рассматриваемые группы.
Содержание
Характеристики | Трехточка | Онега | Дункан | Морские сани | Вега | Пчёлка |
Длина наибольшая, м | 2 | 2,63 | 2,7 | 2,8 | 2,75 | 2,9 |
Ширина наибольшая, м | 1 | 1,3 | 1,55 | 1,25 | 1,28 | 1,25 |
Высота борта, м | 0,325 | 0,4 | 0,5 | 0,52 | 0,52 | 0,4 |
Масса, кг | 20 | 60 | 55 | 45 | 45 | 80 |
Пассажировместимость, чел. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Допустимая мощность мотора, кВт (л.с.) | 1,5 (2) | 18,4 (5) | 18,4 (25) | 8,8 (12) | 18,4 (12) | 8,8 (12) |
Большая часть микромотолодок проектируется так, чтобы их можно было перевозить на крыше автомобиля (лодки-картоп [car top]). В соответствии с этим устанавливаются основные предельные размерения, так как правилами дорожного движения не разрешается перевозить на крыше машины багаж, выходящий за ее габариты по длине не более чем на 0,5 метра. Поставленная на крышевой багажник микромотолодка, кроме того, не должна нависать над лобовым стеклом, иначе она будет мешать водителю видеть сигналы светофора. Поэтому для перевозки вверх килем пригодны лодки длиной не более 2,5 — 2,6 м, при перевозке килем вниз, когда обзор водителю ухудшается в меньшей степени, — длиной до 3 метров.
Вот что говорят нам правили 2017 года по поводу перевоза грузов на верхнем багажнике автомобиля:
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
не ограничивает водителю обзор;не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.
В случае установки дополнительной поддерживающей стойки на заднем бампере автомобиля к перевозке допускаются лодки длиной 3,4 метров. Длина байдарок ограничивается 4 метров. Ширина лодок практически не лимитируется, так как она может быть заведомо большей, чем допускаемая по соотношению размерений корпуса. Высота борта, чтобы не слишком ухудшить аэродинамику автомобиля, как правило, ограничивается значениями, которые, согласно ГОСТ 19105-79, допускают эксплуатацию судна при высоте волны в пределах 0,5 метров. Масса ограничивается 60 кг.
Большинство микромотолодок рассчитываются для движения на веслах, некоторые из них приспособлены и для плавания под парусом. На судах этой группы устанавливается минимально необходимое оборудование. Большинство из них не имеют палубы.
Мотолодка-трехточка имеет обводы днища с туннелем в диаметральной плоскости (ДП) и поперечным реданом, близкие к применяемым на гоночных скутерах. На полном ходу лодка глиссирует на трех точках — бортовых спонсонах и подпорном клине, образованном отгибом днища туннеля в корме. Для облегчения выхода на режим глиссирования опорная площадь спонсонов увеличена благодаря установке бортовых пластин.
Проект лодки разработан Г. В. Махоткиным для любительской постройки. Благодаря высокому гидродинамическому качеству и малой массе она развивает с одним водителем скорость 22-25 км/ч. Выполнена из листов фанеры толщиной 4 мм и сосновых реек; бортовые гидродинамические пластины — из дюралюминия.
Экипаж размещается на двух низких банках, которые можно перемещать вдоль кокпита для обеспечения оптимального дифферента.
Мотолодка «Онега»
Проект лодки разработан Г. В. Махоткиным для любительской постройки. Благодаря высокому гидродинамическому качеству ,и малой массе она развивает с одним водатепем скорость 22—25 км/ч. Выполнена из листов фанеры толщиной 4 мм и сосновых реек; бортовые гидродинамические пластины — из дюралюминия.
Экипаж размещается на двух низких банках, которые можно перемещать вдоль кокпита для обеспечения оптимального дифферента.
«Онега» (см. рис.) — серийная лодка, удовлетворяющая требованиям к судам, которые можно перевозить на крыше легкового автомобиля. Лодку с подвесным мотором используют Для прогулок, рыбной ловли и охота на реках и в прибрежных зонах озер при высоте волны до 0,25 метра. Трехкилевые обводы и относительно большая ширина стеклопластикового корпуса, состоящего из наружной и внутренней оболочек толщиной 2Д мм, склеенных между собой но фланцам, создают высокую поперечную остойчивость. Жесткость конструкции обеспечивается гофрами и уступами, а также пенопластовыми блокаьщ, уложенными между оболочками и создающими необходимый запас плавучести. Полностью затопленная лодка остается на плаву, поддерживая при этом 3 чел., находящихся в воде.
Лодка оборудована сланями и поперечной банкой, которую можно установить в одно из трех положений по длине корпуса для получения оптимального дифферента. Рекомендованный 2-сильный подвесной мотор не обеспечивает движения лодки с полным грузом против сильного течения или свежего ветра. С подвесным мотором мощностью 3,7 кВт (5 л. с.) и с полной нагрузкой „Онега” развивает скорость 8 км/час, а с гребным винтом уменьшенного диаметра и 1 чел. на борту глиссирует со скоростью до 25 км/час.
На штатных веслах-гребках при оптимальной дифферентовке лодка с полной нагрузкой идет со скоростью 3,5 км/час. Складные весла позволяют добиться большей скорости.
На «Онеге» при слабом ветре на спокойной воде возможна установка подвесного паруса площадью 3,5 м2. На волне 0,25 метра при небольшом крене из-за отсутствия седловатости и подъема борта в носу наблюдается сильное забрызгивание кокпита. Обводы корпуса с погруженным транцем не позволяют лодке под парусом развивать скорость, доступную для швертботов.
Катамаран «Дункан», проект которого разработан Б. Е. Синилыциковым, по размерениям и массе полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к мотолодкам-картоп, н представляет собой судно универсального назначения, рассчитанное на использование подвесных моторов в широком диапазоне мощностей, установку парусного вооружения и плавания на веслах. Катамаранная форма корпуса обеспечивает высокую остойчивость, а размещение пассажиров на продольной банке, образованной соединяющим корпуса мостом, позволяет в зависимости от условии плавания в широких пределах менять продольную центровку.
Катамаран устойчив на курсе, способен преодолевать волну высотой до 0,5 метра. Благодаря высокой остойчивости он удобен для ловли рыбы, а с подвесным мотором мощностью 14,7 кВт (20 л. с.) может быть использован для буксировки воднолыжника. Стеклопластиковый корпус лодки имеет толщину 1,5-2,5 мм. Жесткость днища обеспечивается заданной кривизной обводов, продольными реданами и самовспенивающимся пенопластом, заполняющим пространство под сланью, под носовой и кормовой палубами, что делает лодку непотопляемой.
Картон — «сани Фокса» — лодка, основное назначение которой рыбная ловля в удалении до 50 —100 км от места стоянки. Для компенсации недостаточной высоты надводного борта применены съемные комингсы высотой 0,14 метра, установленные вдоль бортов и по носовой оконечности. Оборудование включает передвижное кресло и носовой багажник, который используется также как сиденье.
Высокое гидродинамическое качество корпуса позвопозволяет лодке с 12-сильным подподвесным мотором и 2 чел. на борту развивать скорость 30 км/ч. Для улучшения вывыхода на глиссирование и сниснижения ходового дифферента до 2—3° на лодке установлены транцевые плиты, являюявляющиеся продолжением лыж. Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, укрепленными вдоль бортов.
Лодка спроектирована М. К. Качеевым в расчету на индивидуальную постройку. В качестве основных материалов рекомендованы фанера и сосновые рейки.
Тримаран «Вега» — мотолодка с высокими мореходными качествами и уровнем комфорта. Корпус имеет тримаранные обводы с углом килеватости на транце 16° и продольным реданом, проходящим до 5-го шпангоута. Спонсоны отделены по высоте от борта брызгоотбойниками.
Острые ватерлинии спонсонов в носу не препятствуют плавному прохождению волны высотой 0,3-0,4 м, а плоские участки в кормовой части способствуют быстрому выходу на глиссирование. Лодка имеет незначительный крен на циркуляции и при ходе на косой волне. Благодаря тримаранным обводам удалось получить достаточно просторный для 2 чел. кокпит (1,6 х 1,1 метра) и, кроме того, предусмотреть носовой багажник, объем которого увеличен за счёт невысокой, вписывающейся в общий силуэт лодки, надстройки с ветровым стеклом.
Топливный бак между 3-м и 4-м шпангоутами наполовину утапливается под пайол, опираясь на его обрешетник своей отбортовкой. В кокпите установлены два мягких сиденья.
С подвесным мотором мощностью 14,7 кВт (20 л.с.) и 2 чел. на борту лодка развивает скорость 45 км/час, а с одним водителем — до 50 км/час. «Вега» спроектирована В. А. Мосоловым для индивидуальной постройки. Набор ее выполнен из сосновых реек, обшивка — из фанеры толщиной 4 мм.
«Пчелка» — лодка с подвесным мотором мощностью 8,8 кВт (12 л. с.) и плоскокилеватыми обводами, позволяющими ей развивать скорость с одним водителем до 39 км/час, с двумя — до 34 км/час.
Отформованные из стеклопластика корпус и палуба склеиваются по фланцу, который затем закрывается алюминиевым профилем. Днище усилено коробчатым пенопластовым стрингером, одновременно выполняющем роль блока плавучести. Дополнительные пенопластовые блоки установлены под носовой палубой и в корме. Полностью затопленная лодка остается на плаву, поддерживая 3 человек, находящихся в воде.
В мотолодке установлены два мягких сиденья и откидывающийся столик, служащий также переборкой между кокпитом и моторным отсосом. «Пчелке» разрешён выход на воду при высоте волны до 0,5 метра. Масса мотолодки, построенной на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения, превосходит установленные для картопов пределы, однако за счет отказа от некоторых элементов оборудования она может быть снижена До 55 кг.
Источник: Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.