Как выбрать яхту
Существует стандартный набор технических характеристик, которые приводятся в рекламных проспектах судостроителей и на сайтах яхтенных брокеров: LOA, LWL, водоизмещение, площадь парусов, соотношение балласта, D/L, SA/D и так далее. Большинство покупателей в той или иной степени полагаются на них, но на самом деле приведенные цифры не так однозначны, как думает большинство людей, и некоторые из них часто неправильно истолковываются.
Насколько они действительно полезны и как вы можете быть уверены, что действительно сравниваете одинаковые параметры? Давайте быстро пройдемся по габаритам, измерениям, которые широко представлены в спецификациях яхт. При покупке парусной яхты необходимо учитывать огромное количество параметров, и очень важно сделать это правильно.
Размер имеет значение
Давайте, сначала, рассмотрим основные размеры яхты. Большинство яхтсменов хорошо знакомы с ними, но не многие точно знают, что они означают — а точность важна, когда вы сравниваете похожие лодки с небольшими различиями.
Не думайте, что номер модели лодки означает ее точную длину. Например, Generic 34 может иметь длину 32 фута, а White Boat 37 — 39 футов. North Sea 24 (предок Rustler 36) на самом деле имеет длину 31 фут — 24 фута — это длина ватерлинии, которая раньше была минимальным требованием RORC (Royal Ocean Racing Club). Некоторые производители завышают длину своих лодок в номерах моделей, чтобы сделать ценник более выгодным, в то время как другие занижают ее, потому что так яхта кажется больше при сравнении с другими яхтами, которые воспринимаются как такой же длины. Даже если номер модели отражает фактическую длину лодки, необходимо знать, о какой длине идет речь.
Габаритная длина (LOA — Length Overall)
Это означает «общая или наибольшая длина». Конечно, это общая длина яхты? Довольно часто это не так. Технически, «габаритная» длина включает в себя только корпус от форштевня до края кормы. LOA — это общая проектная длина корпуса, которая не включает в себя такие вещи, как нависающие консоли, носовые релинги, съемные бушприты и навесные рули. Однако некоторые судостроители включают в показатель LOA все, что прикреплено к корпусу.
LOA включая бушприт
Многие яхты оснащены стационарными бушпритами, необходимые для установки парусов типа код зеро или геннакера. Либо потому, что их отвесные носы нуждаются в выступающем носовом ролике для якорного клюза. Некоторые производители стали указывать «длина яхты с учетом бушприта», что вполне справедливо, поскольку именно за такую длину с вас, скорее всего, возьмут деньги в яхтенном порту, но не стоит заблуждаться, думая, что вы покупаете более крупную лодку.
Длина корпуса (LOD — Length on Deck)
Это длина корпуса судна без учета консоли, носового валика, бушприта, руля или любого другого устройства. Да, это то же самое, что и технически правильное определение LOA, но строители и дилеры часто используют термин «длина корпуса» или его устаревший эквивалент — длина по палубе (LOD), чтобы избежать путаницы. Опытный яхтсмен называет эту длину любому хозяину пристани, который спрашивает: «Какова длина вашей лодки?». Знание этой длины при осмотре яхт поможет вам сравнить все 37-футовые яхты или все 42-футовые яхты. В наши дни яхта с LOA 42 фута может быть 37-футовой яхтой с 5-футовым бушпритом, но внутри она будет казаться гораздо меньше по сравнению с другими 42-футовыми яхтами.
Длина ватерлинии (LWL)
Это длина яхты по ватерлинии, измеренная вдоль осевой линии. Любой, кто смотрел на ватерлинию яхты в конце сезона после того, как с нее сняли паруса, подушки, инструменты, свободное снаряжение и годовой запас консервов, знает, что ватерлиния может быть разной. В технических характеристиках яхт обычно указывается DWL (проектная ватерлиния), но, это может быть длина ватерлинии с половинной или полной нагрузкой — длина ватерлинии, когда яхта несет половину или всю максимальную нагрузку, на которую она была рассчитана. Половинная нагрузка — это наиболее реалистичная цифра для общих круизных целей.
Длина ватерлинии — ключевой фактор для определения скорости яхты в зависимости от корпуса, которая фактически является ее максимальной скоростью на воде (если только яхта не умеет выходить на глиссер, а крейсерские яхты обычно этого не делают). Скорость корпуса в узлах приблизительно равна 1,34 умноженного на квадратный корень из LWL в футах. Поэтому считается, что чем больше длина ватерлинии, тем лучше.
Однако стоит помнить, что многие парусные яхты традиционной формы спроектированы таким образом, что их фактическая длина ватерлинии значительно увеличивается при крене, что означает, что они могут двигаться быстрее на острых курсах, чем можно было бы предположить по их статической длине ватерлинии. Также стоит помнить, что при легком ветре самый быстрый корпус с наименьшим сопротивлением не обязательно будет иметь самую длинную ватерлинию.
Ширина (Beam)
В отличие от длины, с шириной все просто — цифра, указанная в спецификации, это просто ширина судна в самой широкой его части. Некоторые современные круизные яхты имеют очень большую ширину, что увеличивает внутренний объем корпуса и позволяет разместить более широкие кровати в кормовых каютах, но имеет и свои недостатки. Большая ширина может добавить остойчивости при поворотах яхты, что более комфортно для экипажа. Если наибольшая ширина вынесена в кормовую часть корпуса, яхта выиграет если на ней установлены сдвоенные рули. Но они не дают рулевому лучшей маневренности в гаванях, в отличии от одинарных рулей, из-за отсутствия омывания гребного винта. А если вы хотите совершать круизы в таких местах, как Голландия и Балтика, где большинство причалов расположены в «боксах» между стационарными столбами, то большая ширина корпуса может значительно усложнить поиск места для ночной стоянки и сделать плату за стоянку более дорогой.
Осадка (Draught)
Она измеряется от ватерлинии вниз до оконечности (днища) киля — это глубина воды, которая необходима лодке для плавания. Как и длина ватерлинии, осадка зависит от нагрузки, которую несет судно, а также от солености воды. Лодки обладают меньшей плавучестью в пресной воде, чем в морской (а солоноватая вода находится где-то посередине). На практике осадка парусной яхты может увеличиться на 5-10 см (2-4 дюйма) при переходе из соленой воды в пресную, и она может увеличиться еще на такую же величину, когда яхта полностью загружена, что следует иметь в виду, если вы собираетесь провести полностью загруженную яхту через систему французских каналов.
Часто осадка судна определяется выбранным вами местом плавания. В таких районах, как Багамские острова и восточное побережье Великобритании и США, меньшая осадка может быть явным преимуществом.
Разница между водоизмещением и балластом
Это может показаться очевидным, но многие владельцы яхт путают водоизмещение с балластом, полагая, что большее водоизмещение означает, что яхта более устойчива, а значит, более безопасна и мореходна. Зачастую это совсем не так.
Балласт (Ballast)
Балласт — это груз, который вносит положительный эффект в остойчивость яхты. Расположение балласта так же важно, как и его вес — чем ниже (или глубже), тем лучше. В большинстве случаев балласт яхты — это просто вес ее киля, но есть и исключения. Некоторые яхты с длинным килем, подъемным килем, поворотным килем и швертом имеют внутренний балласт, некоторые гоночные яхты используют водяной балласт, а на любой яхте с глубоким трюмом тяжелое оборудование, установленное ниже ватерлинии, эффективно действует как дополнительный балласт. Тем не менее, при сравнении однокорпусных яхт вы не ошибетесь, если предположите, что балласт — это только вес киля.
Мелководный киль требует большего веса балласта для достижения такого же востанавливающего момента, как и глубоководный киль. Некоторые производители, предлагающие версии яхт с мелкой осадкой и глубоким килем, помещают одинаковое количество балласта в обе версии, что означает, что версия с мелким килем будет более нежной. Другие делают вариант с мелким килем значительно тяжелее, что придает ему ту же остойчивость, что и варианту с глубоким килем, но снижает его грузоподъемность, или способность перевозить грузы. Важно проверить это, прежде чем сравнивать с другими лодками. Материал балласта также имеет значение. Свинец имеет большую плотность, чем чугун, поэтому киль будет тоньше и/или расположен ниже, а значит, будет меньше объем ниже ватерлинии, меньше сопротивление, и это обеспечит большую остойчивость.
Водоизмещение (Displacement)
Это общий вес яхты (точнее, это масса воды, вытесненная корпусом при плавании, но на практике это практически одно и то же).
При сравнении лодок важно знать, какой показатель водоизмещения указывается в спецификациях. Скорее всего, это водоизмещение легкого судна (вес яхты со стандартным оборудованием, приспособлениями и фурнитурой, но без всего остального). Однако это может быть водоизмещение с половинной нагрузкой (иногда называемое парусной нагрузкой), которое обычно примерно на 10 процентов больше водоизмещения легкого судна и обычно включает вес типичного экипажа и его снаряжения, наполовину полные баки с водой и топливом, значительный вес провизии и так далее. Это также может быть водоизмещение с полной нагрузкой, но оно реже указывается в спецификациях.
Если вы рассматриваете лодки, стоит попросить производителя или дилера предоставить все три показателя водоизмещения: легкое судно, половинная загрузка и полная загрузка. Тогда вы сможете провести прямое сравнение с другими яхтами, вы будете знать фактическое водоизмещение яхты при типичном круизном использовании и сможете определить ее грузоподъемность, что важно, если вы собираетесь загрузить яхту для дальнего плавания. Некоторые яхты имеют схожие ходовые качества и управляемость при всех трех состояниях нагрузки, для других же состояние нагрузки может иметь реальное значение.
Сравнивая показатели водоизмещения и используя их для расчета коэффициентов, убедитесь, что вы используете одинаковое состояние нагрузки для всех лодок. В противном случае результаты могут ввести в заблуждение.
Площадь парусов (Sail Area)
Некоторые судостроители в своих спецификациях указывают площадь каждого отдельного паруса. Другие приводят общую площадь рабочих парусов яхты в виде единой цифры. Для шлюпа это площадь полного грота и стандартного паруса, будь то генуя или стаксель. Для каттера (Cutter Rig) это площадь стакселя, стакселя и грота вместе взятых. На яхте с реечным или солент штагом (Solent Rig), где в большинстве случаев используется только один из двух парусов, стоит проверить, какой из парусов — генуя или стаксель — является рабочим.
Размеры парусов для полных курсов — спинакера, геннакера, или кода зеро — обычно приводятся отдельно.
Теперь вы вооружены знаниями о том, что означают эти цифры, что вы можете с ними сделать? Их можно использовать в формулах, чтобы узнать больше о характеристиках яхты. Иногда яхта с малым водоизмещением может весить больше, чем яхта с большим водоизмещением.
Источник: www.rustleryachts.com/yacht-measurements-explained