Клипер «Катти Сарк»
Когда 22 ноября 1869 года со стапеля верфи «Линтон и Скотт» в Дамбартоне в воды реки Клайд сошел корпус трехмачтового корабля, название на его борту повергло в смятение всех, кто присутствовал на церемонии спуска судна на воду — «Cutty Sark».
В переводе с шотландского эти слова означают «короткая рубашка». Такого — необычного и странного для судна названия никто еще не слыхивал. «Причем тут рубашка? Почему короткая?» — спрашивали друг друга моряки и бывалые корабелы Клайда. Но такова была воля владельца построенного судна капитана Джона Уиллиса. Он обожал поэзию шотландца Роберта Бернса и надумал назвать свой новый корабль именем героини из повести в стихах «Тэм О’Шентер» — Нэнни. Она была молодой красивой ведьмой, носила ночную рубашку до колен и поэтому звали её «короткая рубашка».
Заказывая новое судно молодому, но уже хорошо известному в Англии кораблестроителю Геркулесу Линтону, капитан Уиллис преследовал одну лишь цель — он хотел получить судно, которое могло победить в «чайных гонках» английский клипер «Фермопилы».
По типу парусного вооружения «Катти Сарк» — трехмачтовый корабль. Его валовая вместимость составляла 963 рег. тонны, длина 212 футов и 5 дюймов, ширина — 36 футов, глубина трюма — 22 фута, высота от палубы до клотика гротмачты — 146 футов. Это было судно композитной постройки: набор из железа, а обшивка из «каменного» вяза (до ватерлинии) и индийского тика (выше ватерлинии), палуба также из тика, подводная часть корпуса обшита медными листами.
Название «Катти Сарк» известно каждому моряку. Этот клипер стал своего рода легендой. Многие его видели, он стоит в специально сооруженном для него сухом доке в Гринвиче. Некоторые по ошибке считают его самым быстроходным парусником в истории мореплавания. Но это не так. «Катти Сарк» действительно можно считать шедевром кораблестроения, одним из самых красивых клиперов. Он находился на плаву более восьмидесяти лет и намного пережил свою эпоху. И хотя по своим мореходным качествам — это корабль выдающийся, но что касается скорости хода, то победителем в парусных гонках он оказывался не часто. Сразу же после окончания постройки в 1871 году клипер поставили на «чайную линию» Англия — Китай. На ней он совершил восемь круговых рейсов, состязался в скорости с другими клиперами, но ни разу не стал победителем.
С открытием Суэцкого канала в 1869 году перевозка чая на парусных судах экономически себя не оправдывала: пароходы, следуя новым путем, приходили из Китая в Англию быстрее. К 70-м годам «чайные гонки» клиперов прекратились. С 1883 года «Катти Сарк», как и многие бывшие «чайные клиперы», стала совершать регулярные рейсы в Австралию за овечьей шерстью. На этой линии она сделала несколько выдающихся рейсов, показав рекордное время перехода. Как правило, ходила со средней скоростью 15 узлов. При крепком бакштаге ее ход нередко составлял 17,5 узла. Наибольшее расстояние, которое смогла пройти за сутки «Катти Сарк», составляет 363 мили, а расстояние, пройденное за сутки американским клипером «Джемс Бэйнс», равно 468 милям. В парусных гонках «Катти Сарк» явно не везло, хотя ею командовали выдающиеся капитаны-гонщики.
Самой драматичной из всех гонок клиперов была гонка 1872 года, когда два соперника — «Фермопилы» и «Катти Сарк» (их характеристики почти идентичны), приняв в трюмы груз чая нового урожая, одновременно снялись из порта Вусанг. До Гонконга оба клипера шли в пределах видимости один другого. Потом «Катти Сарк» вырвалась вперед и повела гонку. Но вскоре, попав в шторм, потеряла перо руля. Капитан Муди со своей опытной командой сумел довольно быстро сделать из запасной стеньги временный руль, но и его во время очередного шторма ударом волны в корму смыло за борт. Пришлось изготавливать еще один временный руль. Клипер «Фермопилы» прибыл в Англию на 115 день, а «Катти Сарк» — на 122 день.
Многие английские историки считают, что, если бы не авария с рулем, то победителем стал бы клипер капитана Муди. Шло время «Катти Сарк», регулярно совершая дальние океанские рейсы из Европы в Китай, Австралию и Южную Америку, уже изрядно потрепанная штормами, требовала все больших и больших затрат на ремонт, ее эксплуатация, как трампа, не приносила прибыли владельцам. В 1885 году клипер был продан в Лиссабоне португальской фирме «Феррейра и Компания» за 2100 фунтов стерлингов. Незадолго до начала первой мировой войны клипер, попав в один из Вест-Индских ураганов, опять потерял руль и был выброшен на мель. Его вовремя удалось стащить на глубину и отремонтировать. Спустя два года ветеран под португальским флагом потерял железную грот-мачту, которая при падении увлекла за борт бизань-стеньгу. Несмотря на это, судно смогло добраться до ближайшего порта. В очередной рейс корабль вышел лишь через два года. После значительного ремонта «Феррейра» получил оснастку трехмачтовой бригантины. В 1922 году, следуя в Лиссабон, судно попало в сильный шторм и вынуждено было искать убежища в порту Фалмут. Здесь его увидел английский капитан Вилфред Доунман. Он не хотел, чтобы «последний из могикан» оставался плавать под португальским флагом. Из патриотических чувств старый англичанин, собрав все свои сбережения, купил корабль за 3750 фунтов стерлингов. На борту судна снова появилось прежнее на звание, взвился британский флаг. Вскоре бывшему клиперу вернули прежнюю оснастку корабля, отремонтировали и стали использовать для обучения кадетов торгового флота.
В 1936 году после смерти капитана Доунмана его вдова подарила клипер морскому колледжу. «Катти Сарк» отбуксировали в Гринвич. Сюрвейеры Регистра Ллойда, тщательно обследовав корабль, были изумлены состоянием его корпуса. Несмотря на годы, он был по прежнему прочен, и его можно было сравнить с обросшей тиной — бутылкой.
С 1949 года «Катти Сарк» стала принадлежать Национальному Морскому музею в Гринвиче. Был создан фонд сохранения «Катти Сарк», объявлена подписка, собрана нужная сумма денег. В 1954 году клипер был поставлен в сооруженный для него сухой док и в 1957 году, после капитальной реставрации, открыт для обозрения. Внутри судна находится музей носовых корабельных фигур. Здесь можно увидеть кипы чая и шерсти, навигационные приборы, посуду, утварь кают корабля и выставку картин маринистов Англии. До сих пор этот замечательный корабль привлекает к себе внимание. Достаточно сказать, что к настоящему моменту на его борту побывало более 10 миллионов человек.
Автор: Л. СКРЯГИН
Источник: Журнал «Морской флот»
Клипер Катти Сарк — характеристики
Длина наибольшая, м | 85,4 |
Длина по палубе, м | 64,8 |
Ширина наибольшая, м | 11,0 |
Осадка, м | 6,7 |
Водоизмещение, т | 2134 |
Высота мачты | 46,3 |
Площадь парусов, м2 | 2980 |