Лайнер Британик

Короткая судьба «Британика»

Английский лайнер «Британик» являлся представителем серии «Олимпик», состоящей из трех единиц, и первоначально носил имя «Гигантик». Для своего времени судно являлось крупнейшим в мире, и будучи последним в серии, серьезно отличалось от предшественников за счет введения многочисленных изменений по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации ранее построенных судов серии. Вся серия состояла из пассажирских лайнеров «Олимпик», «Титаник» и «Британик».
лайнер Британик

Размерения и технические характеристики лайнера Британик

Закладка «Британика» состоялась 23-го ноября 1911-го года на верфи «Харланд и Вольф» в североирландском городе Белфаст. Для своего времени судно являлось настоящим гигантом. Имея длину между оконечностями в 269 метров при максимальной ширине корпуса в 28 метров 65 сантиметров.

Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы равнялась 18,4 метра. Общее водоизмещение судна составляло 48158 регистровых тонн. При этом, осадка в полном грузу равнялась 10,54 метра. Общая высота судна от киля до верхушки дымовой трубы при этом составляла 52,4 метра.

Работы по строительству велись весьма интенсивно, но после гибели 14-го апреля 1912-го года однотипного лайнера «Титаник», на котором погибло около полутора тысяч человек, работы были временно приостановлены для внесения в проект изменений по повышению живучести. В частности была введена дополнительная продольная переборка в электрическом машинном отделении, что позволило довести количество отсеков до 17.

По проекту судно сохраняло плавучесть при затоплении шести из них. Существующие переборки прошли и через пассажирские помещения. Наиболее ответственные части борта в районе машинных и котельных отделений получили усиление в виде двойного дна.

Серьезные изменения произошли и в оснащении судна спасательными средствами. Оказалось существенно увеличено количество шлюпок (до 48 единиц), размещенных по 6 единиц на шлюпбалках. Применение подобного решения отрицательно сказалось на эстетике, но повысило общую эффективность средств спасения.

Силовая установка океанского лайнера представляла собой совокупность двух паровых машин и одной паровой турбины. При этом турбина вращала средний гребной винт, а паровые машины крайние. Общая мощность силовой установки составляла 50 тысяч лошадиных сил, в том числе 18 тысяч л.с. мощность паровой турбины. Производство необходимого количества пара обеспечивалась работой 29 котлов.

В результате «Британик» обладал крейсерской скоростью в 23 узла, а максимально мог ускоряться до 25 узлов. Управлением судном и обслуживанием механизмов занималось 860 членов экипажа.

схема лайнера Британик

Пассажировместимость

«Британик» был спущен на воду в конце 2012-го года, после чего началась его достройка на плаву, которая должна была сделать новый лайнер наиболее роскошным и комфортабельным в мире.

В общей сложности судно получило восемь палуб, предназначенных для пассажиров и членов экипажа и рассчитывалось на размещение двух с половиной тысяч пассажиров, с их разделением на три класса.

Лайнер позиционировался в качестве шедевра мирового судостроения, и получил соответствующее оснащение. Многочисленные салоны, залы, рестораны отличались богатством убранства внутреннего интерьера и вместительностью, но всему этому не суждено было сбыться, так как в начале августа 1914-го года началась Первая Мировая Война, которая полностью изменила судьбу океанского судна.

Британское адмиралтейство сразу оценило достоинство строящейся единицы, и реквизировало «Британик» с достройкой в качестве госпитального судна, при этом первоначально адмиралы не мешали достройке судна по первоначальному проекту. В состав военно-морского флота лайнер был зачислен 13-го ноября 1915-го года. При этом его внутренние помещения были переоборудованы для приема раненых и оказания медицинской помощи. В частности в палаты превратили все каюты верхних палуб, расположенных максимально близко к шлюпочной палубе. Все салоны, обеденные залы и места отдыха превратились в операционные и разного рода помещения для оказания помощи.

Медицинский персонал в количестве 489 врачей и медицинских сестер разместился на средних палубах. В общей сложности после переоборудования «Британик» мог одновременно принять на борт 3309 больных и раненых. В соответствии с международным законодательством судно получило белую окраску с красными крестами.

Госпитальное судно Британик

В самом конце 1915-го года госпитальное судно отправилось к месту службы на Средиземное море, где совершило несколько рейсов по доставке раненых военнослужащих для дальнейшего лечения на Британские острова.

Ближе к середине 1916-го года судно провело некоторое время в бездействии, после чего было снова отправлено в Средиземноморье. Основным портом приема раненых оказался порт Мудрос в Греции.

21-го ноября 1916-го года при проходе пролива Кеа, госпитальное судно «Британик» напоролось на немецкую мину, в результате чего получило крупную пробоину в носовой части. Затопленными оказались четыре отсека. В тоже время открытые иллюминаторы и не задраенные двери в переборках привели к дальнейшему распространению воды. В результате менее чем через час судно опрокинулось на борт и затонуло.


В этот момент на борту не было раненых (только экипаж и медицинский персонал), что облегчило эвакуацию. Всего было спасено 1036 человек. Погибло только 30 человек, при этом 21 из них погиб в двух самовольно спущенных шлюпках, затянутых под работающие винты.

Эвакуация экипажа «Британика» до сих пор считается одной из самых успешных за всю историю мореплавания.

Судьба позволила лайнеру пробыть в списках действующего флота чуть больше времени, чем своему знаменитому систершипу. И если «Титаник» затонул во время своего первого рейса, то «Британик» проплавал меньше одного года.

Британик тонет

Похожие записи