Кругосветная регата "Volvo Ocean Race" – эталон современного парусного спорта

Как гласит легенда, идея самой экстремальной кругосветной гонки "Volvo Ocean Race" родилась за кружкой пива. В 1971 году в одном из баров города Портсмут встретились полковник Билл Уитбред и Отто Штайнер, адмирал Королевского флота, чтобы отведать пенного напитка, а заодно и обсудить детали будущего состязания.

История гонки начинается в 1973 году, когда было организовано первая парусная кругосветка. 8 сентября 17 разнотипных яхт покинули Портсмут и взяли курс на юг к Африканскому побережью. 167 моряков из 7 стран отважились принять участие в рискованном предприятия.

Соревнование включало в себя 4 этапа: из Портсмута спортсмены направились в южноафриканский Кейптаун, затем в бразильский город Рио-де-Жанейро, а оттуда вернулись снова в Портсмут. Эта гонка, в то время носившая название "Whitbread Round the World Race", стала революцией в истории парусного спорта: впервые яхта отдалилась от побережья и бросила вызов океану. Это было нелегкое путешествие, его участники страдали от холода и недосыпания, преодолевали гигантские волны и штормовой ветер. Из 17 лодок к начальной точке маршрута вернулись только 14.

Победителем состязания признана небольшая мексиканская яхта «Sayula II». Она вернулась в тот же порт, преодолев дистанцию в 27 500 миль за 133дня 13 часов. В 1989 году организаторы увеличили количество этапов гонки с 4 до 6. В 1997 году было принято решение переименовать регату. С тех пор кругосветка и носит то название, под которым она широко известна миллионам поклонников парусного спорта – "Volvo Ocean Race. До 2005 года гонка проходила с интервалом раз в 4 года, затем в связи с оглушительным успехом, как в масс-медиа, так и среди спонсоров, оргкомитет принял решение проводить регату раз в 3 года.

"Volvo Ocean Race" сегодня

Спустя 40 лет после первой в мире кругосветной яхтенной гонки многое изменилось. Если раньше за победу боролись отдельные авантюристы и смельчаки, то сейчас это соревнование между яхтами, принадлежащими известным мировым брендам. Каждая кругосветная гонка – это демонстрация высокотехнологичных разработок и новейших тенденций в яхтенном дизайне. "Volvo Ocean Race" по праву считается эталоном парусного спорта, престижным и волнующим состязанием, за ходом которого следят миллионы фанатов во всем мире. Гонка занимает достойное место в пятерке самых крупных событий мирового спорта. В октябре 2011 года из испанского города Аликанте был дан старт последней на сегодняшний день кругосветке "Volvo Ocean Race". Вместо 10 запланированных, в ней приняли участие всего 6 яхт: Groupama Team (Франция), PUMA Ocean Racing (США), Abu Dhabi Ocean Racing (ОАЭ), CAMPER- Emirates Team New Zealand, Team Telefonica (Испания), Team Sanya (Китай). На пути следования яхтсмены побывали в 10 портах 6 континентов. В результате напряженной борьбы первой к финишу в ирландском Галуэ пришла французская яхта Groupama.

Маршрут и правила проведения

По правилам, участвовать в гонке "Volvo Ocean Race" могут крейсерские яхты одного типа, которые соответствуют правилам класса "Volvo Open 70 Rule". Яхта должна быть однокорпусной, иметь одну высокую мачту, количество парусов – 17 на весь маршрут. Длина корпуса не более 21,5 метра, а вес яхты – не более 14,5 тонн, при этом максимально допустимый размер погружения в воду корпуса лодки – 4,5 метров. Допускается отклонение качающегося фальшкиля не более чем на 45° от вертикальной оси.

Экипаж яхты состоит из 10 моряков и одного специально обученного корреспондента, который занимается подготовкой фото и видеоматериалов о прохождении командой этапов гонки. Состязание включает в себя 10 океанских этапов и портовые гонки – так называются соревнования на короткие дистанции в акваториях крупных портов.

Система оценки в регате "Volvo Ocean Race"такова, что интрига сохраняется вплоть до самого последнего дня. На каждом океанском этапе определяется как разность числа стартовавших яхт и числа яхт, которые пришли к финишу раньше данной команды. То есть, если судно первым преодолевает океанский этап, где стартовало 9 яхт, то ему присуждается 9 баллов. Экипаж, пришедший к финишу вторым, набирает 8 баллов и так далее. В два раза меньше баллов начисляют за портовые гонки, а также прохождение промежуточных контрольных точек. Побеждает та команда, которой удается набрать максимальное количество баллов на всех этапах соревнования.

Новая гонка 2014-15: путешествие длиной в 40 тысяч миль

Маршрут следующей регаты "Volvo Ocean Race" пролегает через 10 портов в 10 странах мира. Яхтсменов будут встречать в Испании, Южноафриканской республике, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае, Новой Зеландии, Бразилии, США, Португалии, Франции и Швеции. Командам предстоит преодолеть 39 379 морских миль, что соответствует 72 930 километрам. Кругосветка стартует 4 октября 2014 года в Аликанте. 27 июня 2015 года участники придут к финишу в шведском городе Гетеборге.


12:41