Парусные суда

По назначению парусные суда для туризма и спорта делятся на гоночные, крейсерско-гоночные, крейсерские (туристские) и прогулочные.

По способу противодействия крену и дрейфу при ходе под парусами различаюттри основных типа судов: килевые яхты (далее — яхты) , у которых восстанавливающий момент создает главным образом балласт, а противодействие дрейфу — развитый киль-плавник; швертботы, у которых противодействие крену обеспечивается за счетостойчивости формы и перемещения на наветренный борт зкипажа, а поперечная сила —подъемным швертом; многокорпусные суда, обладающие высокой начальной остойчивостью за счет разнесенных по ширине корпусов; поперечная сила создается у нихлибо самими корпусами, либо швертами или шверцами.

По оснастке в зависимости от числа мачт и парусов различают:

  • кэт — одномачтовоесудно с одним парусом — гротом;
  • шлюп — одномачтовое судно с двумя парусами —тротом и стакселем;
  • тендер — одномачтовое судно с тремя парусами — гротом, стак-селем и кливером;
  • иол — двухмачтовое судно с задней мачтой бизанью, устанавливае-мой в корму от головки баллера руля и несущей парус площадью 10—12 % общейпарусности;
  • кеч — двухмачтовое судно с бизанью площадью 20—25 % общей парусности,устанавливаемой в нос от баллера руля;
  • шхуна — двух- и более мачтовое судно с косым вооружением, у двухмачтовой шхуны парус на передней мачте — фок — по площади больше заднего — грота.

Паруса по форме и способу их постановки делятся на прямые и косые. Первые в настоящее время находят применение как вспомогательные, вторые используютсяв качестве основных практически на всех парусных судах, предназначенных для спорта и туризма. Косые паруса подразделяются на следующие основные типы:

  • бермудские —паруса треугольиой формы, передняя шкаторина которых крепится к мачте или штагу,а нижняя — к гику или остается свободной; 
  • гафельные — паруса в форме трапеции, верхняя шкаторина которых крепится к гафелю, а передняя и нижняя, как у бермудских;
  • рейковые паруса, у которых верхняя шкаторина крепится к наклонному рейку, поднимаемому на мачту, а остальные свободные;
  • шпринтовые — по форме близкиек прямоугольнику, растягиваемые за верхний задний угол с помощью шпринтова —рейка.

Наиболее эффективны из парусов названных типов бермудские.

Суда, предназначенные только для гонок, делятся на классы, согласно правилам спортивной классификации, которой они объединяются в группы судов, близких или сопоставимых по своим ходовым качествам.

Большинство современных гоночных яхт и швертботов относятся к классу судов-монотипов. Они строятся по одинаковым чертежам при строгом соблюдении правилпостройки и обмера, обеспечивающих идентичность формы корпуса, размеров парусов и весовых характеристик для каждого класса. С расширением применения стеклопластика принцип монотипизации получил дальнейшее развитие в виде так называемых "продукционных классов”, идентичность характеристик которых обеспечивается применением эталонной оснастки для формования корпуса, поставляемой головным предприятием, строго одинакового материала для корпуса и дельных вещей, раскроя парусов по стандартным шаблонам ит. п. Менее строгие ограничения имеют суда свободных классов. Обычно для них лимитируются главные размерения, площадь парусности, иногда некоторые элементы планировки корпуса и кают, раэмеры основных деталей набора. В то же время конструктору предоставляется свобода в выборе обводов и некоторых других важных для ходкости элементов.

Для крейсерско-гоночных яхт разработаны правила обмера, позволяющие с учетом основных характеристик, влияющих на ходовые качества судна, дать ему гандикап в гонках. По принятым в СССР международным правилам для яхт открытого моря IOR (International Offshore Rule) обмерный балл вычисляется по формуле MR = [(0,13L x SС/√ВD) + 0,25L + 0,20SС + DС+ FС/DLF.

Полученный результат с учетом штрафных поправок и бонусов пересчитываетсяв гоночный балл R = MR x EPF x CGF x MAF x SMF x LRP x CBF, где L, — гоночная длина, получаемая замером расстояния между поперечными сечениями корпуса в носу и корме, где длина цепного охвата корпуса в плоскости шпангоута равна соответственно 0,5 и 0,75 обмерной величины В, и вычетом из этого расстояния поправок на полноту носового и кормового свесов яхты; SС — условная величина парусности, прелставляющая собой квадратный корень из обмерной площади парусности, откорректированной с учетом соотношения площади парусности и раэмерений корпуса яхты (на шлюпке и тендере обмерная площадь парусности состоит из площади переднего парусного треугольника и площади грота; получается расчетом по замерам высоты и основания переднего парусного треугольника, высоты мачты и длины гика, на которые может растягиваться парус); D — условная глубина трюма, рассчитываемая по замерам внутренней глубины корпуса от ватерлинии в трех точках по ширине на миделе и в одной точке в определенном сечении в носу; DС — поправка на осадку, рассчитываемая в за-висимости от разности между фактической осадкой яхты и базовой DВ =0,146L + 0,61 м; FС — поправка на высоту надводного борта в зависимости от разности междуфактической высотой борта и базовой FВ =0,057L + 0,366 м; DLF — фактор "водоизмещение — длина”, учитывающий полноту подводной части корпуса яхты относительно ее обмерной длины; ЕРF — поправка на стационарный двигатель и гребной винт, определяется в зависимости от массы двигателя, его места от миделя, диаметра винта и типа его установки; СGF — поправка на остойчивость яхты, определяемая по опытуее кренования; МАР — поправка на подвижные подводные части, которые придаюткилю несимметричный профиль; SMF — поправка на материал рангоута; LRP — штраф за низкое расположение оснастки, который учитывается, если какая-либо снасть стоячего такелажа крепится на мачте ниже, чем на 1/4 высоты, измеренной от уровня борта до блока фала генуэзского стакселя; СВF — фактор шверта (для килевых яхт —единица).

Ориентировочные размерения крейсерско-гоночных яхт тонных классов

Класс яхтыГоночный бал IOR, футыГоночный бал IOR, мНаибольшая длинна, м
Длина по КВЛ, м
Ширина, м
Водоизмещение, тПлощадь парусности, м2
Минитонник16,55,036,552,31,218
1/4 — тонник185,57,65,82,61,824
Полутонник21,76,69,26,92,93,335
3/4 — тонник24,57,4210,47,83,24,845
Однотонник27,58,3811,48,73,56,858
Двухтонник329,7512,810,23,89,573

Величина гоночного балла получается близкой к длине яхты по ватерлинии и является основанием для разбивки яхт на классы по IOR связи со сложностью проведения гандикапных гонок имеется тенденция преимущественного строительства яхт с фиксированной величиной гоночного балла — так называемых тонников (см. табл.).

В СССР получили распространение яхты мини-, четверть-, полу- и однотонного классов. Комитет по физической культуре и спорту при СМ СССР каждые пять лет утверждает Правила классификации, постройки и обмера спортивных яхт, принятых в СССР. Они состоят из трех частей: 

I. Общие правила классификации, постройки и обмера.

II. Частные правила для гоночных яхт международных классов.

III. Международные правила и инструкции по обмеру крейсерско-гоночных яхтпо формуле IOR.

Источник:
Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.
20:37