Моторные лодки для дальнего туризма

Увеличенный объем корпуса этих мотолодок по сравнению с судами предыдущей группы используется главным образом для размещения оборудования и снабжения, необходимых при про-продолжительных плаваниях. При грузоподъемности 400 кг и собственной массе мотолодки 150 кг для движения в глиссирующем режиме требуется мотор мощностьюне менее 22 кВт (30 л. с). Только в тех случаях, когда плавание совершается ограниченным экипажем, на лодках данных размерений может быть установлен мотор мощностью 18,4 кВт (25 л. с.).

По мореходности лодки этой группы значительно превосходят суда предыдущей. Они рассчитаны на плавания по озерам и водохранилищам с удалением от берега до 3 км. Лодки этой группы оборудованы тентом. Кроме дальних плаваний, их можноиспользовать для рыбной ловли, буксировки воднолыжников и др.

"Гамма" - выпущенная небольшой серией мотолодка. Проектировалась как судно для обслуживания водноспортивных соревнований, прежде всего погребле. В ее характеристиках в связи с этим нашел отражение ряд специфических требований: малое волнообразование в пределах скоростей от 15 до 45 км/ч, хорошие приемистость и управляемость, позволяющие маневрировать на ограниченных акваториях. Вместе с тем по оборудованию, наличию мест для багажа она в полной мере подходит для туризма.

Корпус мотолодки имеет в носовой части тримаранные обводы, переходящие в килеватые с отгибом типа "крыла чайки" в корме. При движении в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами. Тримаранные обводы обеспечивают вместе с развалом бортов требуемую остойчивость на ходу и на стоянке.

Конструктивно лодка состоит из двух секций, отформованных из стеклопластикаи склеенных между собой по бортовому фланцу. Толщина оболочки секции корпуса 3—4 мм, палубы 2—3 мм. Днищевой набор выполнен в виде стеклопластиковых коробчатых стрингеров, приформованных с помощью "мокрых" угольников. Четыре кресла, состыкованные по два, установлены с расчетом на носовую центровку, предпочтительную для выбранных обводов. Между двумя парами кресел оставлен свободный проход вдоль всего кокпита. В разложенном виде кресла образуют два дивана. В основании кресел устроены рундуки общим объемом 0,32 м3. В подмоторной нише размещен стационарный топливный бак на 50 л, горловина которого выведена на палубу.

С 30-сильным мотором и одним водителем лодка развивает скорость 52,5 км/ч, с 2 чел. — 48 км/ч, с 3 чел. — 42 км/ч. Разгон до полной скорости занимает в зависимости от нагрузки от 4 до 10 с. Радиус циркуляции на малом ходу 3 — 4 м. На волне вы-высотой 0,5 м кокпит остается сухим.

"Крым-M" — модернизированная модель популярной серийной мотолодки. Она отличается от прототипа повышенной прочностью корпуса. Оборудованиев большей мере отвечает требованиям, предъявляемым к оборудованию судов длядальнего туризма. Смешанная система набора со стрингерами и шпангоутами замене на штампованными шпангоутами П-образного профиля. Материал — легкий сплав АМг5 повышенной коррозийной стойкости позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. Толщина обшивки днища 2 мм, бортов и палубы 1,5 мм.

Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловыми брызгоотбойниками обеспечивают высокое гидродинамическое качество. Скорость с мотором мощностью 22 кВт (30 л. с.) при полном водоизмещении составляет 38 км/ч.

В кокпите размерами 2,05 х 1,3 м установлены мягкие съемные сиденья с откидными спинками. Уложенные на пайолы сиденья образуют спальное место на 3 чел. За спинкой кормового сиденья оборудован багажник. Водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, не допускает проникновение в кокпит воды, загрязненной горючим. В моторном отсеке может храниться подвесной мотор „Вихрь", уложенный поперек лодки, и бензобак. В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним — небольшой рундук с крышкой.

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными закормовым сиденьем и в форпике. Полностью залитая водой лодка остается на плаву и в положении на ровный киль.

Ветровое стекло с бортовыми щитками защищаеткокпит от забрызгивания. Предусмотрен тент, устанавливаемый наглухо или с открытыми боковинами.

"Лещ" - мо-мотолодка, проект которой работай Д. А. Курбатовым. Предусмотрена ее постройкав двух вариантах: рыболовно-туристском и чисто туристском и чисто рыболовном. В обоих случаях она пригодна для эксплуатации на озерах и водохранилищах, хотя ее обводы и не рассчитаны на длительное плавание на волнении более 0,25 м, таккак малокилеватое днище (12° на миделе, и 7° на транце) будет испытывать сильные удары. Основное внимание обращено на обеспечение остойчивости, что достигается благодаря большой площади ватерлинии. Подъем линии борта в носу и большой развал бортов у форштевня предотвращают заливание лодки волной на якорной стоянке. При неполной нагрузке лодка глиссирует на участке днища шириной 1,1 м — между продольными реданами, выполненными как излом обшивки, что позволяет в этом случае форсировать скорость. Непотопляемость "Леща" обеспечивается пенопластом, закрепленным по бортам под планширем. В аварийных случаях он будет не только поддерживать лодку на плаву, но и позволит сохранить остойчивость. Пассажиры приэтом могут оставаться в кокпите и подгребать к берегу.

В смешанном рыболовно-туристском варианте предусмотрены две продольные банки-рундуки в носовой части кокпита, которые могут использоваться в качествеспальных мест. Над ними устанавливается тент.

В чисто рыболовном варианте носоваячасть оставлена свободной, здесь установлено одно кресло, пайол поднят немного вышеватерлинии, кокпит сделан самоотливным. Подвесной мотор размещен в колодце,что уменьшает опасность его заливания водой на якорной стоянке и исключает зацепление рыболовных снастей за его подводную часть. Предусмотрен кормовой рундук под банками.

С 12-сильным мотором „Лещ" развивает скорость 20 км/ч. Более мощные моторы устанавливают, если к месту рыбной ловли нужно идти против сильного течения. С 30-сильным мотором при шаге гребного винта 320 мм лодка, имеющая на борту 2 чел., запас топлива и снаряжение, разовьет скорость 50 км/ч.

Проект рассчитан на индивидуальную постройку, изготовление набора из дерева,а обшивки из фанеры. Носовая оконечность имеет двойную диагональную обшивкуиз поставленных крест-накрест полос 2—3 миллиметровой фанеры. Снаружи корпусоклеивается стеклотканью. При серийном производстве корпус может быть выклеениз стеклопластика после незначительной с учетом технологии доводки обводов. Масса стеклопластикового варианта несколько больше.

"Акваджип" - катамаран, серийно выпускаемый английской фирмой "Чартермарк". Многоцелевое судно применяется как для туризма, так и в качествеслужебного. Лодка пригодна для эксплуатации с подвесными моторами мощностью от 5,5 до 58,8 кВт (от 7,5 до 80 л.с.). С моторами мощностью менее 22 кВт (30 л. с.) катамаранэксплуатируется в водоиз-мещающем и переходномрежимах и используется длярыбной ловли или в ка-качестве рабочей лодки. С 30-сильным мотором "Акваджип" глиссирует со скоростью 32 км/ч и наиболее подходит для многодневных походов. При максимальной мощности моторов лодка развивает скорость более 50 км/ч и используется в качестве спасательного или патрульного судна.

Акваджип

Корпуса "Акваджипа" имеют характерную для моторных катамаранов асимметричную в поперечном сечении форму с плоскими внутренними и выпуклыми наружными бортами. Кроме двух пар продольных реданов, в носовой части каждого корпуса отформовано по два широких брызгоотбойника. В сочетании с килеватостью туннеля в носовой части зто обеспечивает хорошую всхожесть на волну. Просторный (3,15 м2) кокпит спланирован так, что в нем могут разместиться до 8 чел., хотя обычно в лодку садятся не более шестерых. Подмоторная ниша отгорожена от кокпита внутренним транцем, доходящим по высоте до продольных комингсов кокпита. Под сиденьями размещены рундуки. В корме предусмотрено штатное место для двух вкладных топливных баков емкостью по 23 л.

Корпус выклеен из стеклопластика. Во флоры, транцы, настил палубы, кницы заформована для жесткости фанера. Кокпит и рундуки выполнены самоосушающимися. Непотопляемость обеспечена самовспенивающимся заполнителем, введенным между оболочками корпуса и палубы, под дно кокпита.

"Дельта" — мотолодка, предназначавшаяся для обеспечения соревнований по водным видам спорта, но в полной мере отвечающая требованиям, предъявляемым к судам для дальнего туризма. Днище умеренно-килеватое (12° на транце).Горизонтальная площадка по скуле в носовой части работает как брызгоотбойник,а в корме, где ее ширина увеличена до 100 мм, обеспечивает повышение гидродинамического качества при разгоне и динамическую остойчивость при маневрировании. Наднище по батоксам отформованы продольные реданы — по три на борт.

Конструктивно судно состоит из трех частей: корпуса, палубы и внутренней секции, которая заменяет набор и служит основой для монтажа оборудования. Все части отформованы из стеклопластика. Толщина обшивки на днище — 4—5 мм, на палубеи внутренней секции — 2—3 мм.

Для увеличения полезной площади кокпита палуба не имеет бортовых потопчин. Два носовых кресла и трехместный кормовой диван легко переоборудуются в спальные места благодаря большой длине кокпита (2,1 м). В основаниях кресел устроены рундуки, а под диваном размещен топливный бак на 100 л с выведенной напалубу горловиной.

Со спаренными моторами "Нептун-23" скорость составила с одним водителем 48,2 км/ч, с экипажем из 5 чел. — 43,2 км/ч (с двумя „Вихрями-30" соответственно 50,5 и 45,5 км/ч). Ударные нагрузки при полной скорости становятся ощутимымипри волне 0,6 м. Кокпит при этом не забрызгивается.Лодка имеет высокую начальную остойчивость; при скоплении 5 чел. на одномборту привальный брус не погружается в воду.

"Шторм" — тримаран, спроектированный В. Л. и А. Л. Богдановыми как многоцелевое судно. Благодаря высокой остойчивости, хорошей мореходностии просторному (6 м2) кокпиту особенно удобен для спортивной рыбной ловли, работы с аквалангистами, обслуживания водноспортивных соревнований. Конструкция позволяет эксплуатировать ее с подвесными моторами в широком диапазоне мощностей - от 14,7 до 110,3 кВт (от 20 до 150 л. с). Не исключена возможность установки стационарного двигателя. С 20-сильным мотором тримаран выходит на глиссированиес 3-4 чел. на борту, а при двух 20-сильных - с 6-7 пассажирами. Обводы с повышенной кипеватостью позволяют поддерживать полную скорость на волне высотой до 1,25 м. На скорости 40-45 км/ч начинает проявляться эффект от уменьшения смоченной поверхности в результате возникновения воздушной каверны за поперечным реданом. Высокий борт, слом при переходе его в спонсон и сам спонсон надежно защищают кокпит от забрызгивания.

Отсутствие носовой палубы позволило выделить перед постом рулевого участок кокпита площадью 1,5 м2. При непродолжительных прогулках здесь оборудуются дополнительные пассажирские места, а в туристском плавании размещается багаж. В основной части кокпита установлены четыре кресла, по два спинка к спинке, и кормовой диван. Сиденья легко переоборудуются в спальные места.

Конструкция лодки разработана для индивидуальной постройки с использованиемв качестве основных материалов водостойкой фанеры и сосновых реек. Снаружи корпус оклеивается стеклотканью.


ХарактеристикиГаммаКрым-МЛещАкваджипДельтаШторм
Длина наибольшая, м44,24,34,274,635
Ширина наибольшая, м1,61,551,71,931,841,8
Высота борта, м0,650,650,590,90,680,875
Масса, т0,160,190,120,310,220,3
Пассажировместимость, чел.454656
Допустимая мощность мотора, кВт (л.с.)36,8 (50)22 (30)18,4 (25)58,8 (80)44 (60)110,3 (150)
Источник:
Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.
11:11