Как отбить ватерлинию

Процесс окраски корпуса судна заканчивается отбивкой ватерлинии. Ровная и правильно — на месте отбитая ватерлиния украшает судно. Каждую весну её приходится заново прочерчивать и не всегда удаётся сделать это точно по старому месту.

Чтобы ежегодно не тратить время на эту хлопотливую работу, отбейте ватерлинию осенью по заметным загрязнениям борта и (при деревянном корпусе) прорежьте — углубите ее острой стамеской на 1 — 1,5 мм.`Весной достаточно наклеить по прорезанной линии узкие полоски пластыря или клейкой бумажной ленты — можно прокрашивать ватерлинию. (Кстати, полосками пластыря или клейкой бумаги отбивают также границу отлакированной и окрашенной поверхностей, поверхностей разных цветов и т. д.).

Рис. 1. Пробивка ватерлинии по шланговому уровню.

На корпусе только что построенного судна наметить ватерлинию проще всего при помощи шлангового уровня — двух стеклянных трубок, соединенных резиновой трубкой и заполненных подкрашенной жидкостью (рис. 1). Установив судно без крена и на ровный киль (или с желаемым дифферентом), подводят одну трубку А к начальной точке С на форштевне или миделе, намеченной соответственно заданной осадке, а затем по уровню жидкости в передвигаемой вдоль корпуса второй трубке Б наносят на борт риски горизонтальной линии. По рискам на края ватерлинии наклеивают клейкую бумагу. Верхнюю кромку ватерлинии в носу и корме надо немного поднять; не забудьте и о ширине (высоте) самой ватерлинии.

Есть еще один способ отбивки ватерлинии. У судна, стоящего на ровном киле и без крена, ставят в носу и корме козелки со строго горизонтальными верхними кромками, расположенными на уровне расчетной ватерлинии, Работу выполняют два человека. Намелив прочный шнур, они натягивают его с одного козелка до другого таким образом, чтобы он касался корпуса в средней части судна (рис. 2, а); затем один из работающих (а при большой длине судна — третий) оттягивает шнур за середину и отпускает его: на корпусе остается меловой след. Перемещая обе точки крепления шнура вдоль горизонтальных кромок козелков, постепенно намечают ватерлинию все дальше в нос и в корму.

Поднять верхнюю кромку ватерлинии у форштевня можно с помощью клина, закрепленного к носовому козелку высокой частью к ДП (рис. 2, б) уже после пробивки горизонтальной нижней кромки.

Накрашивая полосу ватерлинии в кормовой части, под подзором, сделайте ее пошире, с учетом наклона днища, иначе ватерлиния сбоку будет смотреться, как опущенная вниз (рис. 2; в).

Рис. 2. Отбивка ватерлинии намеленным шнуром по козелкам.

Источник:
Книга
18:14