Фанера

При постройке малых судов широкое применение находит бакелизированная и авиационная фанера, особенно первая, так как она характеризуется хорошей водостойкостью и более высокой прочностью.

Характеристика материалаФанера бакелизированная марок ФБС (ГОСТ 5.899 — 71), БФС и БФБ (ГОСТ 11.509 — 65)Фанера березовая авиационная (ГОСТ 102 — 75)Фанера ФК, ФСФ (ГОСТ 3916.1 — 96)
Плотность, кг/м3Около 1000500 — 650около 650
Влажность, %885 — 10
Предел прочности при растяжении, МПаВдоль волокон — 80Рубашки 65 - 80Вдоль волокон — 30
Толщина листов или заготовок, мм5 — 162 — 123 — 30
Длина и ширина листов, мм7700 х 2000
5600 х 1200
3100 х 1525
750 х 750
1525 х 1525
1220 х 2440
1500 х 3000

Бакелизированная фанера может применяться при изготовлении обшивки, настила палубы, шпангоутов, поясков днищевых стрингеров и вертикального киля, внутренних привальных брусьев и др. Поверхности деталей из бакелизированной фанеры, на которые будет наноситься клей или краска, должны быть очищены от бакелита.

При конструировании деталей из этого материала необходимо учитывать, что фанера марок БФС изготовляется с использованием спирторастворимых смол, БФВ-1 имеет средние слои, склеенные водорастворимыми смолами (слои рубашки пропитаны спирторастворимыми смолами), БФВ-2 — полностью выклеивается на водорастворимых смолах. В связи с этим детали из фанеры марки БФВ рекомендуется склеивать только по пласти, применяя стыковые накладки или соединение внакрой. Детали из фанеры марки БФС можно склеивать как "на ус", так и по пласти.

Авиационная березовая фанера (пятислойная) обладает хорошей водостойкостью и прочностью, изготовляется на бакелитовой пленке и смоле С-1.

Строительная фанера (ФК, ФСФ) может быть использована для постройки небольших моторных и гребных судов при обязательном условии тщательной защиты корпуса от увлажнения смолой, лаком, а лучше путём оклейки стеклотканью.

Можно использовать и декоративную фанеру, расположив листы обшивки окрашенной стороной внутрь корпуса. Если марка фанеры неизвестна, возможность её применения для ответственных связей корпуса можно проверить следующим образом: образец, вырезанный из листа фанеры, замачивается на сутки в воде, затем кипятиться в течение 1 часа. После таких процедур прочность соединения слоев образца на отрыв не должна существенно снижаться.

Источник:
Справочник по малотоннажному судостроению. / [ Составил Б.Г.Мордвинов].-С74 Л.:Судостроение, 1987 год.
12:40