"Кроншлот" - первенец учебного флота

Учебное судно - столь привычно для нас это сочетание слов! Но не так далеки времена, когда’ учебными могли" прозываться лишь береговые школы или классы. Корабли же нередко служили делу учебы, но специальных судов для этой цели еще не было.

Учебное судно - столь привычно для нас это сочетание слов! Но не так далеки времена, когда учебными могли прозываться лишь береговые школы или классы. Корабли же нередко служили делу учебы, но специальных судов для этой цели еще не было.

"Учитъся навигации зимою, а летом ходить на море на всяких кораблях" - писал Петр I в 1711 г. князю Львову, руководивщему "заморской" учебой выпускников Московской Навигацкой школы. Царь прекрасно осознавал важность для процесса воспитания будущего моряка как теоретического курса, так и практических занятий. Однако считалось не целесообразным специально выделять из состава флота суда для практических плаваний.

Моряк, полярный исследователь, педагог лейтенант С. Малыгин 28 мая 1738 года обратился в Адмиралтейств-коллегию с предложением организовать в условиях длительного плавания практического занятия с малолетними учениками и подштурманами. Речь шла не о единичном плавании на случайном корабле. Малыгин просил: "... чтобы в команду мне дано было судно, на котором мне ежегодно ходить к городу Архангельску, откуда в одно лето с возвращением сюда тот вояж оканчивать" Адмиралтейств-коллегия одобрила идею лейтенанта. В конечном итоге он получил в своё распоряжение фрегат "Амстердам Галей" и гукор "Кроншлот".

В мае 1739 г. Адмиралтейств-коллегия приняла решение отправить из Кронштадта в Архангельск фрегат "Амстердам Галей" под командованием Малыгина и гукор "Кроншлот" во главе с лейтенантом Винковым.

Это плавание не было безмятежным ни для экипажей судов, ни для 40 практикантов. Попытка

выйти из Балтийского моря не увенчалась успехом: союзница в русско-турецкой войне 1735 - 1739 годов французская эскадра не пропустила отряд, успевший продвинуться до проливной зоны. Корабли вынуждены были вернуться и провести зиму в Ревеле. В очередной раз отряд вышел в плавание 31 мая 1740 года.

До острова Хийумаа суда шли вместе. Постепенно видимость ухудшилась. Фрегат и  гукор потеряли друг друга. 6 июня в 2 часа ночи моряки фргата увидели какую-то землю. Следуя по счислению, они решили, что находятся к востоку от острова Борнхольм. Промеры глубин, однако, показали неожиданно резкое из уменьшение. Усилившийся до штормового северо-восточный ветер помешал отойти от грозящего бедой берега. Якоря не смогли удержать судно, и перед рассветом «Амстердам Галей» был выброшен на камни вблизи маленького острова Грейфсвальд-Ойе неподалеку от порта Свиноуйсьце. Погибли три члена экипажа. Остальные моряки и все практиканты спаслись. Местные рыбаки помогли доставить с искалеченного фрегата на берег часть груза.

Рейс завершил лишь «Кроншлот», ведомый В. Винковым.

Гукор был заложен в Архангельске 25 июля 1736 г.‚ спущен на воду 18 мая 1738 г. Главные его размерения: длина между штевнями 25,6 м, ширина без обшивки 7,2 м, глубина трюма 3,6 м, водоизмещение 320 т, площадь парусов 403 м2. Экипаж состоял из 80 человек команды и 15 учеников.

В дальнейшем судно плавало в Балтийском море, пока в 1755 г. его не исключили из списков.

Одна из записей в журнале Адмиралтейств-коллегии от 30 июля 1755 г. гласит, что 13 судов, среди которых был и "Кроншлот", «за ветхостью назначенных в ломку», разобраны на дрова не были. Их затопили вдоль кромки морского канала с целью Предотвратить намывки в него течением песка и ила. Суда, забутованные камнем, превратились в основу дамбы. Так что вполне возможно, что первенец учебного флота страны по настоящий день несет посильную службу.

Источники:
Журнал "Морской флот"
00:14