Самый большой корабль в мире - супертанкер "Knock Nevis"

По типу судов самым большим кораблём в мире является танкер. Танкер это морское или речное судно, предназначенное для перевозки наливных грузов. Его корпус – жёсткий каркас из металла, к которому прикрепляется металлическая обшивка. Перегородки делят корпус на отсеки, которые называются танками. Их заполняют разнообразными жидкими грузами. Объём одного такого отсека—танка колеблется в очень широких пределах: от 600 кубических метров у малотоннажного танкера до 10000 и более кубических метров для крупнотоннажного танкера. 

Обычно танкеры перевозят нефть и продукты её переработки. Однако возможна перевозка и других жидких грузов: вина, метилового спирта, кокосового масла, растительного масла. Это зависит от того, какой вид жидкого груза экспортируется.

Страны Ближнего Востока экспортируют нефть и нефтепродукты, Сенегал экспортирует растительное масло, а Индонезия – кокосовое масло.

Самый большой корабль в мире

Одной из основных эксплуатационных характеристик танкера является его дедвейт. Он представляет собой разность между водоизмещением полностью загруженного судна и водоизмещением порожнего судна. В зависимости от величины дедвейта различают категории танкеров:

Среднетоннажные, категории MR, танкеры используют для перевозок как сырой нефти, так и продуктов её переработки; минимальный дедвейт 25000 тонн, максимальный 44999 тонн. LR2 – танкеры второго класса, крупнотоннажные, минимальный дедвейт 80000 тонн, максимальный 159999 тонн Супертанкеры (ULCC), которые используются для перевозки сырой нефти из стран Ближнего Востока в Мексиканский залив. Дедвейт этих судов превышает 320000 тонн.

Танкеры общего назначения используют для транспортировки бензина, керосина, и других нефтепродуктов; минимальный дедвейт этих судов 16500 тонн, максимальный – 24999 тонн. Крупнотоннажные танкеры первого класса категории LR1, также известны как oiler: на этих судах перевозят тёмные нефтепродукты – мазут, моторные масла.

Малотоннажные танкеры используют для транспортировки различных наливных грузов – битума, кокосового масла, растительного масла, питьевой воды. Минимальный дедвейт – 6000 тонн, максимальный – 16499 тонн.

К категории VLCC относят танкеры крупнотоннажные, третьего класса, имеющие минимальный дедвейт 160000 тонн и максимальный дедвейт 320000 тонн. Также существует особая категория – FSO, к которой относят супертанкеры с дедвейтом, превышающим 320000 тонн;

в отличие от других типов танкеров, суда категории FSO используются как плавучие хранилища сырой нефти, откуда её выгружают на суда с меньшей тоннажностью. В конце 1980-х годов случилось несколько больших аварий танкеров, самой знаменитой из них стала авария танкера «Эксон Вальдез» у берегов Канады, происшедшая 24 марта 1989 года. После этих аварий был введён запрет на постройку однокорпусных танкеров (то есть судов с одинарной обшивкой). В середине 2000-х годов стало действовать правило, запрещающее заход действующих танкеров с одинарной обшивкой в порты европейских стран.

Супертанкер

История супертанкера "Knock Nevis"

Самый большой корабль в мире был спроектировано японской судостроительной компанией в 1974 году. Его построили в том же году на верфи Йокосуки. После постройки танкер имел дедвейт 418610 тонн, что соответствует категории ULCC. В начале сентября 1975 года судно было спущено на воду, получив в качестве названия номер 1016.

Судно должны были принять судовладельцы из Греции. Однако они отказались сделать это, из-за чего начались долгие судебные разбирательства между создателями судна и заказчиками. Главная причина отказа заключалась в том, что при ходовых испытаниях супертанкера выявился серьёзный недостаток: во время заднего хода начиналась чрезвычайно сильная вибрация корпуса судна.

Knock Nevis в доке

В марте 1976 года, после банкротства греческой компании, судно приобрела фирма SHI. После покупки безымянный танкер наконец получил своё первое название – "Oppama". Под этим именем судно в 1979 году досталось гонконгской компании. Владельцы компании решили перестроить танкер, добавив цилиндрическую вставку. После переоборудования танкера, длившегося два года, в 1981 году он был обновлен, получил больший дедвейт и новое имя – "Seawise Giant". В результате перестройки супертанкер стал крупнейшим судном в мире, когда-либо плававшем по океану.

Супертанкер "Seawise Giant" не мог плавать через пролив Па-де-Кале, Панамский и Суэцкий каналы, потому что осадка судна после переоборудования стала слишком глубокой. Этот гигант перевозил сырую нефть из стран Ближнего Востока в США, причём огибал южную оконечность Африки – мыс Доброй Надежды.

Самый большой корабль в море

В 1986 году война между Ираном и Ираком была в разгаре. 14 мая 1986 года гигантский танкер вёз в США груз сырой иранской нефти, и рейс сразу закончился: Когда судно проходило через Ормузский пролив, с иракского самолёта-истребителя запустили противокорабельную ракету. Она попала в левый борт корабля, и после неудачных попыток потушить пожар все члены экипажа покинули судно.

Вблизи небольшого иранского острова Ларак танкер сел на мель, и после этого было объявлено, что гигантский корабль затонул. В 1988 году война между Ираном и Ираком была закончена. Владельцы норвежской компании Norman International подняли затонувший танкер, и судно получило новое имя – "Happy Giant". Под этим именем корабль в августе 1988 года был доставлен в Сингапур.

Работы по ремонту и восстановлению гиганта длились три года, и в октябре 1991 года супертанкер, проданный другой норвежской компании, под именем "Jahre Viking" покинул сингапурскую верфь.

В течение тринадцати лет супертанкер продолжал работу транспортного судна. В 2004 году был принят ряд законов, согласно которым танкерам без двойного борта запрещалось заходить в порты Соединённых Штатов Америки и Европы. Корабль вновь поменял хозяина, затем получил новое имя "Knock Nevis". Под этим именем он пришёл в Дубаи и стал плавучим хранилищем сырой нефти.

Срок эксплуатации судна закончился в декабре 2009 года. Под последним именем "Mont", гигантский корабль сделал последний рейд – к берегам Индии. Гигантское судно в первых числах января 2010 года было выброшено на берег вблизи города Аланг (индийский штат Гуджарат), где находится кладбище кораблей " Берег Мертвецов".

К началу 2011 года утилизация супертанкера была завершена. 36-тонный якорь корабля попал в морской музей Гонконга как ценный экспонат.

Супертанкер Knock Nevis в сравнении с несколькими большими судами

Интересные факты

  • Радиус разворота гигантского танкера Knock Nevis составлял 3,7 километра
  • Грузоподъёмность корабля – 565000 тонн
  • Длина – 458,45 метров
  • Ширина – 68,86 метров
  • Полное водоизмещение – 825614 тонн
  • Тормозной путь – около 10 километров
  • Осадка корабля при максимальной загруженности – 24.611 метра
  • Корабль работал на паровых турбинах, развивавших мощность 50000 лошадиных сил
  • Скорость судна достигала 13 узлов
17:52