Пароход "Орёл"

Русско-Японская война 1904—1905 годов началась в обстановке крайнего обострения всех противоречий общественной жизни России.

Царское правительство рассчитывало на легкую победу в этой войне, что дало бы возможность преодолеть назревающий революционный кризис. В экономическом и военном отношении Япония была слабее России. Однако России не была готова к войне на Дальнем Востоке. Её армия была разбросана на огромной территории от Читы до Владивостока и от Благовещенска до Порт-Артура. Русский военно-морской флот располагал на Дальнем Востоке довольно мощными силами, но несмотря на это и героизм русских моряков добиться победы России не удалось.

Русско-Японская война 1904—1905 годов началась в обстановке крайнего обострения всех противоречий общественной жизни России.

Царское правительство рассчитывало на легкую победу в этой войне, что дало бы возможность преодолеть назревающий революционный кризис. В экономическом и военном отношении Япония была слабее России. Однако России не была готова к войне на Дальнем Востоке. Её армия была разбросана на огромной территории от Читы до Владивостока и от Благовещенска до Порт-Артура. Русский военно-морской флот располагал на Дальнем Востоке довольно мощными силами, но несмотря на это и героизм русских моряков добиться победы России не удалось.

Последнее сражение русско-японской войны разыгралось 27—28 мая в Корейском проливе у острова Цусима. 27 мая вторая русская Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З. Рожественского, проделавшая огромный путь от Либавы до беретов Кореи, вошла в Корейский пролив. В состав эскадры входили два госпитальных судна "Орел" и "Кострома", принадлежавших добровольному флоту.

Вслед за покупкой в Англии парохода "Кострома" (1888 г.) Комитет Добровольного флота мог приступить и к разработке проекта такого судна, которое служило бы во время войны подспорьем военному флоту, неся крейсерскую службу. Такой пароход должен был обладать быстрым ходом, иметь достаточно мощную машину.

Пароход решили заказать в Англии. В августе 1888 года с фирмой Готорн‚ Лесли и Ко был заключен контракт на постройку быстроходного судна, получившего впоследствии название "Орел". Пароход имел следующие размерения: 

Длина — 452 фут

Ширина — 48 фут

Грузоподъемность — 9160200 пуд.

Машина мощностью 9500 л. с. позволяла развивать скорость до 19.5-—20 уз.

Общее количество каютных и палубных мест — 94.

Из-за начавшейся в 1889 году забастовки рабочих окончание постройки "Орла" замедлилось на несколько месяцев и Добровольный флот принял его только 1 марта 1890 г. У нового парохода были красивые обводы и почти открытая верхняя палуба, он походил на военный корабль. Обычно суда Добровольного флота отличались дорогой внутренней отделкой, роскошью музыкальных салонов. Отделка же внутренних помещений «Орла» была проста, без излишнего блеска.

Происходившие близ Пекина беспорядки в 1900 г., предшествовавшие взятию фортов Таку, потребовали сосредоточения на Дальнем Востоке значительных военных сил. Между тем в транспортных средствах ощущался большой недостаток. Поэтому в распоряжение командующего войсками Квантунской области были предоставлены пароходы "Орел", "Новгород", "Кострома", "Владимир" и "Тамбов".

До некоторого времени Добровольный флот был единственным русским пароходством, работавшим на океанском пути сообщения с восточной окраиной России. С 1 января 1900 г. так называемый закон о большом каботаже закрыл эту линию для иностранцев. Образовались новые русские пароходные предприятия.

Конкурировать с ними не входило в задачу Добровольного флота. Его дорогостоящие пароходы приносили большие эксплуатационные расходы, чем дешевые суда акционерных обществ. Комитет Добровольного флота вынужден был изъять из активной службы несколько быстроходных пароходов крейсерского типа. Ими оказались "Херсон", "Москва", "Смоленск" и "Орел".

В 1902 г. их отправили в резерв. С судов сняли команды и оставили небольшое количество людей для несения охранной службы. Пароходы отремонтировали, привели в полную исправность. "Херсон", "Москву" и "Смоленск" поставили в Севастополе. "Орел" с сокращенным составом экипажа - в Одессе. Суда были готовы к возобновленшо активной службы в любой момент.

В связи с начавшейся в 1904 г. войной суда крейсерском типа потребовались военному флоту. 10 апреля 1905 г. в Тулоне (Франция) "Орел" переоборудовали в госпитальное судно. Пароход выкрасили в белый цвет, на трубах нарисовали красные кресты. На мачте развевался флаг Красного Креста.

Еще до начала Цусимского сражения, в ночь на 19 мая, когда вторая эскадра проходила между островами Формоза и Филиппинами, вахтенные заметили на горизонте контуры неизвестного корабля. Он шел без огней. При задержании выяснилось, что это английский. пароход «Олдгамия", доставлявший контрабандные грузы в Японию. Русские моряки заменили арестованную команду парохода, отправив начальствующий состав на плавучий госпиталь "Орёл". Командир «Орла» капитан 2 ранга Лохматов и главный врач Мультановский понимали. что с этого момента "Орел" могли захватить японцы, но отменить распоряжение Рожественского принять на борт пленных не могли.

27 мая в начале боя японцы неожиданно обстреляли "Орел", несмотря на то, что судно шло под флагом Красного Креста. Вскоре к нему приблизился японский вспомогательный крейсер "Манжу-мару". Флагами международного свода сигналов русскому судну приказали остановиться. Японские матросы во главе с офицером быстро заняли все отделения плавучего госпиталя.

Обнаружив на судне военнопленных англичан, японский офицеру объявил Лохматову, что команда "Орла" арестована, а судно он забирает как военный приз. По его приказанию в рулевой рубке отстранили от штурвала русского рулевого, на его место встал японец. Госпиталь "Орел", вспенив винтами море, повернул в сторону Японии. Он вынужденно уходил с поля боя, оставляя без медицинской помощи раненых русских моряков.

Попала в плен и «Кострома» — второе госпитальное судно. Продержав "Кострому" две недели, японцы отпустили ее на основании правил Красного Креста в морской войне. Однако в отношении «Орла" эти правила применены не были. 7 сентября 1905 г. "Орел" вошел в состав торгового флота Японии под другим названием...

Источники:
Журнал "Морской флот", 1988 год
18:36