«Олимпик» - родственник «Титаника»

«Олимпик» - один из крупнейших пароходов, бороздивших, когда - либо просторы Атлантики. Его создатель – британская судостроительная компания «Харланд энд Вольф» работавшая по заказу «Уайт Стар Лайн». Это первый корабль из одноименной серии.

Всего насчитывается три судна подобного класса это «Олимпик», «Титаник» и «Британик». Самым знаменитым из братьев кораблей, как нетрудно догадаться является «Титаник», трагическая гибель которого потрясла весь мир в 1912 году. Его младший брат «Британник», изначально носивший имя «Гигантик», не смог избежать судьбы «Титаника», с той лишь разницей, что большого количества жертв на этом судне удалось избежать. Последний корабль серии «Олимпик» пошел ко дну в результате взрыва немецкой мины в ноябре 1916 года. И только старший брат «Олимпик», оправдывая надежды своих создателей, бороздил моря и океаны с 1911 по 1935 годы. Таким образом «Олимпик» остался в истории как единственный представитель этой серии кораблей, удержавшийся на плаву.

судно "Олимпик"

Предпосылки создания лайнеров класса «Олимпик»

В первой половине XIX века Англия была ведущей мировой державой, однако к концу века ситуация начала меняться не в лучшую для этой страны сторону. Молодые империалистические страны США и Германия пошли в наступление, стремительно оттесняя Англию с лидирующих позиций.

К 1908 году соотношение военно-морских сил Англии и Германии приблизилось к паритетному. Стремясь удержать пальму первенства, английское адмиралтейство прибегло к принципу «два новых английских корабля на один немецкий», что, впрочем, не дало желаемых результатов, и к началу Первой мировой войны Германия лишь немногим уступала Англии на море. Это противостояние стало одной из основных предпосылок появления кораблей класса «Олимпик». В 1907 году Дж. Брюс Исмей и его жена Флоренс были приглашены отобедать у лорда и леди Пиррие. Казалось бы, что в этом событии значительного? Но именно эта судьбоносная встреча положила начало истории кораблей типа «Олимпик».

Пиррие являлся председателем правления компании «Харланд энд Вольф», а Исмей занимал аналогичную должность в «Уайт Стар Лайн», они были давними деловыми партнерами. Оба были огорчены успехами океанских лайнеров британской компании «Кьюнард» уже получивших в народе прозвище «Океанских борзых». Исмей не хотел уступать ведущие позиции на рынке британского кораблестроения «Кьюнард», а Пиррие, чей бизнес во многом зависел от благополучия «Уайт Стар» его горячо поддерживал. К тому же им не давала покоя слава немецких кораблей. Итогом этой встречи стало принятие решения о постройке трех океанских лайнеров сравнимых по красоте и мощи, разве что с древнейшими богами древней Греции – титанами.

Названия кораблей были соответствующие – «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик». Поскольку одновременное строительство сразу трех судов такого типа было не по силам даже такой внушительной компании как «Уайт Стар Лайн», было принято решение, для начала построить два судна близнеца – «Олимпик» и «Титаник», которые должны были утереть нос «Лузитании» и «Мавритании» компании «Кьюнард».

Появление же позднее третьего корабля – «Гигантика», должно было ознаменовать окончательную победу «Уайт Стар» над британскими и германскими конкурентами. Особенности судов класса «Олимпик» В то время было распространено мнение, что количество труб показывает величие и мощь корабля, а так как на «Лузитании» и «Мавритании» было по четыре трубы, то и задуманные им в противовес братья – близнецы «Олимпик и «Титаник», так же были спроектированы с четырьмя трубами. Хотя, на деле для вывода дыма достаточно было и трех труб, четвертая носила характер декорации и, по сути, служила вентиляцией.

Корабли серии «Олимпик» изначально позиционировались как непотопляемые. Безопасность лайнеров была основой рекламной компании «Уайт Стар», имеющей целью привлечение большого количества клиентов. Считалось, что шестнадцать водонепроницаемых отсеков и герметичные двери в переборках, которые при необходимости можно закрыть с мостика, при любых обстоятельствах удержат корабли на плаву.

Еще одной особенностью судов этого класса была роскошная обстановка для привилегированных клиентов. Изначально акцент собирались сделать на великолепной обеденной зале, занимающей место под тремя палубами, позднее, однако основной достопримечательностью судов этого типа стала главная лестница для первого класса.

Судьба «Олимпика»

Киль «Олимпика» был заложен 16 декабря 1908 года, он лишь на три месяца старше своего невезучего близнеца «Титаника». Длина корабельного корпуса составляла 268,8 метра, водоизмещение – 45 324 тонн. «Олимпик» был оснащен двигателями, вырабатывающими мощность – 50 000 л.с., скорость судна при этом достигала 23 узлов.

Строительство "Олимпика"

Корабль был торжественно спущен на воду в октябре 1910 года. Поскольку «Олимпик» являлся лицом рекламной компании «Уайт Стар», его корпус был выкрашен в белый цвет, в свое первое плаванье он, однако отправился в строгом «черном костюме», что было куда более практично.

14 июня 1911 года судно совершило свой первый рейс, который прошел благополучно.

"Олимпик" — спуск на воду

Характеристики "Олимпика"

Длина, м269
Ширина, м28,19
Высота, м18,4
Осадка, м10,54
Мощность, л.с.50000
Скорость, уз21
Экипаж, чел860
Спущен на воду20 октября 1910
Выведен из состава15 октября 1935

20 сентября 1911 года произошло столкновение с крейсером «Хоук». Оба корабля как раз пересекали Атлантику, они двигались встречным курсом и когда поравнялись друг другом гигант «Олимпик» попросту притянул к себе малышку «Хоука» силой инерции. Суда столкнулись, к счастью никто не погиб.

После происшествия оба корабля были вынуждены отправиться в ремонтные доки. Повреждения «Олимпика» были незначительны, крейсер пострадал сильнее. Впоследствии это, казалось бы, несложное дело переросло в громкую судебную тяжбу, по результатам которой «Уайт Стар» признали виновной в происшествии и постановили возместить ущерб. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в результате столкновения с айсбергом погиб младший брат «Олимпика» - «Титаник». Это была беспрецедентная по тем временам катастрофа, получившая широкий общественный резонанс. Вместе с кораблем погибло 1513 человек - более половины пассажиров судна. Для «Уайт Стар» наступили непростые времена.

После трагедии «Титаника» на «Олимпике» был поднят бунт. Команда требовала оснастить корабль необходимым количеством спасательных шлюпок. Забастовка закончилась полным удовлетворением требований экипажа.

На «Олимпике» разместили 64 спасательные шлюпки, кроме того, обшивка судна была усилена и подняты переборки. Лишь в марте 1913 корабль вновь отправился в плаванье. Начало Первой мировой войны застало «Олимпик» на пути в Нью-Йорк, кораблю пришлось ускоренными темпами добираться до порта назначения. Здесь он был окрашен в серые тона и в числе прочих судов «Уайт Стар» занимался пассажирскими перевозками между Великобританией и США до октября 1914 года.

Положение дел становилось все более безрадостным, «Олимпик» был снят с гражданской службы и направлен в порт Белфаст для переоборудования под военные нужды. По пути в порт назначения корабль попал на немецкое минное поле вблизи острова Тори. Одновременно в зоне поражения оказались еще два британских судна – «Ливерпуль» и «Одейшес». Последнему не повезло больше прочих, и корабль натолкнулся на мину. Попытки отбуксировать судно из опасного района не увенчались успехом, начавшийся шторм спутал карты спасателей, трос оборвался и корабль затонул. К счастью удалось эвакуировать экипаж крейсера «Одейшес». С этого времени и до конца войны «Олимпик» был военным транспортником.

После окончания военного конфликта, судно вернули «Уайт Стар». На корабле провели серьезные ремонтные работы. В частности его перевели с угля на нефть, вместо котлов поставили цистерны с жидким топливом. Спасательные шлюпки заменили еще более вместительными. Количество членов экипажа сократилось с 360 до 60 человек.

Первый рейс судна после ремонта состоялся летом 1920 года. Корабль совершил путешествие через Атлантику до Нью-Йорка. Никаких значимых происшествий не случалось с судном до весны 1924 года. В это время произошло столкновение с лайнером «Форт. Сент. Джордж». Это случилось во время отплытия «Олимпика» от пирса в Нью-Йорке. Оба корабля получили серьезные повреждения.

Корабль прослужил на гражданской службе до конца срока своей эксплуатации. 27 марта 1935 года «Олимпик» совершил свое последнее путешествие к Нью-Йорку, по окончании которого был продан и разобран. Внутреннее убранство было распродано с аукциона. Большую часть мебели приобрели отели.

21:02