Крейсер «Москва» – нужна ли смена?

Российский флот создавался великими людьми на протяжении нескольких веков. В советский период было немало сделано для того, чтобы упрочить положение СССР на водном пространстве и заставить мировое сообщество учитывать интересы страны.

В 70 годы XX века разработка и постройка военных кораблей и торговых судов была достаточно развитой. Именно тогда, в связи с внедрением нового оружия, и было задумано создать 10 новейших ракетных крейсеров. К сожалению, в строй ввели только 3 из них, и они до сих пор в составе ВМФ России.

Крейсер Москва

История создания

Появление нового ракетного комплекса «Базальт» с противокорабельными ракетами П-500 повлекло за собой разработку нового проекта ракетного крейсера. Еще в 1972 году было отдано в работу Северному ПКБ тактико-техническое задание на этот проект. Главным конструктором первоначально назначили А. К. Перькова, а затем В. И. Мутихина. От ВМФ наблюдающим был А. Н. Блинов. Проект 1164 серии «Атлант» прорабатывали больше года. Только в 1974 году окончательно был утвержден технический проект, а в 1976 в Николаеве, на «Судостроительном заводе им. 61 коммунара» был заложен первый крейсер.

Проект 1164 содержал много новшеств, хотя он и создавался на основе чертежей 1134Б. Новое вооружение потребовало изменить слишком многое, поэтому строительство шло довольно долго. На воду корабль спустили только в 1979 году, тогда он назывался «Слава». В том же году был сформирован экипаж, но заселение произошло только весной 1982 года. Испытания (заводские и государственные) завершили в декабре того же года, а в январе 1983 года ракетный крейсер поднял военно-морской флаг и его включили в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Гвардейский ракетный крейсер "Москва"

Назначение крейсера

Ракетный крейсер «Москва» предназначается для нанесения мощных ударов по крупным кораблям и группировкам противника. Проект 1164 способен обеспечивать боевую устойчивость противолодочных поисково-ударных групп кораблей. Автономность позволяет решать задачи поддержки военно-морских сил в отдаленных районах мирового океана. Ракетный крейсер может входить в состав ПВО соединений и эффективно вести обстрел занятого противником побережья, бороться с подлодками и надводными кораблями, оказывать огневую поддержку десантным войскам.

Вооружение

Основное вооружение ракетного крейсера изначально составляли ракеты П-500 «Базальт», после модернизации – ракеты П-1000 «Вулкан». Именно в этом проекте удалось довести количество пусковых установок до 16 единиц. Учитывая, что ракеты могут нести и ядерные боеголовки, в силах крейсера уничтожить такую цель, как авианосец. Для эффективного применения крылатых ракет на максимальном расстоянии необходима работа выносных пунктов целеуказания.

Ракеты могут выпускаться по одной или залпами. Залповая стрельба позволяет решать более сложные задачи – одна из ракет выполняет функцию ведущей и управляет полетом остальных. Такая «стая» движется в направлении противника, и ведущая ракета выполняет поиск цели. Она движется выше, перехватывает радиолокационные сигналы и корректирует курс. При подлете ведущая ракета определяет самую значительную цель и именно на нее направляет П-1000 со спецбоеприпасом. Остальные цели распределяются между оставшимися ракетами.

Помимо основного противокорабельного ракетного комплекса на крейсере установлены:

  • зенитно-ракетные комплексы С-300Ф «Форт» и «Оса-МА»;
  • артустановки АК-130 и АК-630М;
  • противолодочные торпедные аппараты и реактивные бомбометы РБУ-6000.

На западе крейсеры типа «Атлант» прозвали «убийцами авианосцев». Разнообразное вооружение представляет собой достаточно мощную систему обороны и нападения. Время экстренной подготовки крейсера к бою составляет 12 минут, автономное плавание длится до 30 суток, а мореходность не ограничена.

Служба крейсера

С 1983 по 1990 год крейсер нес службу в составе 150-й бригады надводных кораблей Краснознаменного Черноморского флота. За это время было совершено немало учений и походов.

Представительный крейсер использовали и в качестве поддержки дипломатических миссий. В декабре 1989 года встречу М. Горбачева и Дж. Буша на о. Мальта обеспечивал именно крейсер «Слава». На его борту были приготовлены каюты для глав государств.

В 1990 году на «Славе» проводили Ялтинскую международную конференцию по контролю за ядерным вооружением.
В том же 1990 году ракетный крейсер отправился на модернизацию и ремонт в Николаев, на завод, где его строили. Там он простоял 8 лет.
В 1995 году ракетный крейсер получил имя «Москва».
Ремонт был закончен в 1998 году с шефской помощью столичной мэрии и лично Ю. М. Лужкова.
В июне 1999 года флагман ЧФ РФ вернулся в Севастополь.

В последующие годы проводились различные учения, но, пожалуй, самым значимым был август 2008 года. Именно тогда, в ходе боевой службы ракетный крейсер «Москва» вместе с кораблями Северного флота принимал участие в миротворческой операции на Черном море «Принуждение к миру». События того года еще очень живы в памяти россиян. В 2012 и 2013 годах крейсер «Москва» совершил дружественные визиты в порты Греции и на Кипр, а также в дальнем походе посетил Португалию, Кубу, Никарагуа, Венесуэлу.

Флагман Черноморского флота РФ активно участвует в боевых службах и подготовке флота в различных точках мирового океана.
Несмотря на довольно приличный возраст, крейсер «Москва» остается мощной силой ВМФ. Американский эксперт Том Бернхард заявлял с толикой юмора, что компьютеры кораблей данного типа содержат больше шестеренок, чем часы его деда. Но он признавал, что вывести из строя вооружение крейсера гораздо сложнее, чем у более современных кораблей. Все автоматические системы крейсера «Москва» дублируются механическими, поэтому, по словам Тома, пушки корабля продолжат стрелять, даже когда флаг уже уйдет под воду.

Ракетный крейсер «Москва» был спроектирован и построен в 70-80 годы в СССР. Уникальная система вооружения корабля и сейчас является доказательством мощи Российского флота. История службы крейсера тесно переплетается с историей СССР и России.

18:47